Как ранее сообщал Spot, премию по экономике памяти Альфреда Нобеля в 2021 году разделили американцы Дэвид Кард «за эмпирический вклад в экономику труда», а также Джошуа Ангрист и Гуидо Имбенс — за «методологический вклад в анализ причинно-следственных связей».
The Bell пишет, что Кард, Ангрист и Имбенс изучали естественные эксперименты в экономике. Они открыли рынок труда с новой стороны и показали, какие выводы о причинах и следствии можно сделать из экспериментов.
«Их подход распространился на другие области и произвел революцию в эмпирических исследованиях», — сообщил оргкомитет премии.
Дэвид Кард и минимальный оклад
Дэвид Кард — профессор Калифорнийского университета в Беркли, соавтор работы «Миф и измерение: новая экономическая теория минимальной заработной платы». Изучая рынок труда в начале 1990-х, он пришел к выводам, которые тогда казались парадоксальными, пишет комитет.
Кард наблюдал влияние минимального оклада на занятость, используя для примера рестораны на границе двух штатов США. В одном штате минимальные зарплаты повысили, за счёт чего официанты там стали получать больше денег.
Так Кард доказал, что увеличение минимальной зарплаты не приводит к сокращению рабочих мест.
Кроме того, он обнаружил, что уроженцы страны получают выгоду от новой иммиграции, а страдают от нее «старые» мигранты. Ещё Кард установил, что качество школьного образования намного важнее для успеха человека на рынке труда, чем считалось ранее.
Ангрист и Имбенс: причины и следствия
Джошуа Ангрист (профессор экономики в MIT) и Гвидо Имбенс (профессор экономики в Стэнфорде) разрешили проблемы в интерпретации естественных экспериментов. Они показали, что при правильном подходе эти данные позволяют делать строгие причинно-следственные выводы.
К примеру, пишет Нобелевский комитет, известно, что уровень образования коррелирует с будущей зарплатой, но явной причинно-следственной связи здесь нет.
Люди, выбирающие более длительное образование, могут принадлежать к более высокой социальной страте, могут быть более работоспособными и талантливыми (и получали бы больше с обычным образованием) или учатся дольше из расчёта на отдачу от образования.
Но Ангрист (с уже скончавшимся коллегой Аланом Крюгером) благодаря особенностям системы образования в США сумел добавить в исследование исследование элемент истинной случайности в виде дат рождения, влияющих на длительность обучения.
Так они доказали, что каждый дополнительный год в школе равен дополнительным 9% к будущей зарплате. Эта зависимость сильнее корреляции, дающей 7%-ную прибавку в связи с уровнем дохода.
Постепенно методологические подходы Ангриста и Имбенса вышли за пределы экономики. Оказалось, что любой эксперимент, где случайно выделяются опытная и контрольная группы, даёт возможность определить причинно-следственную связь.
Учёные обосновали метод инструментальных переменных, позволяющий достоверно оценить эффективность программы (например, терапии новым препаратом) даже без информации о том, кого именно она затронула.
В ряде случаев их метод позволяет извлечь корректные выводы (средний локальный эффект воздействия, LATE), даже если исследование было не полностью корректным — или, как большинство полевых опытов, не давало полного контроля над выборкой.
Значение работ
«С выбором Нобелевского комитета лауреатов премии по экономике 2021 года вообще никто не будет спорить», — отметил ректор Российской экономической школы Рубен Еникополов.
Именно «естественные эксперименты» по методам, разработанным Кардом, Ангристом и Имбенсом, совершили «революционные изменения» в эмпирических исследованиях по экономике.
Кард в результате «очень аккуратного исследования» установил, что более высокая зарплата не приводит к сокращению рабочих мест.
Ангрист и Имбенс доказали, что использование специфических условий в естественном эксперименте увеличивает точность его результатов. Их труды стали учебниками для «всех будущих экономистов».
Помимо упомянутой связи между образованием и доходами, черезсравнение успеваемости учеников в разных по численности классах Ангрист доказал — размер класса действительно влияет на качество образования.
Работы лауреатов Нобеля-2021 позволили отделить корреляции от причинно-следственных связей.
«Это главный вопрос при анализе вмешательства государственных мер и оценки их эффективности», — резюмировал Еникополов.