Ранее было анонсировано несколько изменений в налоговом законодательстве Узбекистана.
В частности, с 2023 года ставку НДС планируется сократить с 15% до 12% и ввести единый налог на недвижимое имущество вместо существующих налога на имущество юридических лиц и земельного налога.
Как повлияет дальнейшее снижение НДС на бизнес и конечного потребителя, что не так с другими изменениями в налоговом кодексе, и как можно улучшить ситуацию, рассказывают налоговый консультант Мурод Мухамеджанов и международный бухгалтер Юлия Пакидышева.
Мурод Мухамеджанов,
налоговый консультант, основатель United TAX Advisors.
На кого и как повлияет снижение ставки НДС
Снижение НДС в большей степени затронет экспортеров и импортеров.
Поскольку в Казахстане и в некоторых других странах НДС также составляет 12%, одинаковая ставка обеспечит конкурентоспособность узбекского бизнеса на международном уровне.
При производстве мы зачастую импортируем сырье и сейчас должны оплачивать 15% НДС. Допустим, бизнесмен импортирует товары на $1 млн и платит НДС $150 тыс., а в будущем эта сумма составит всего $120 тыс.
В масштабах страны с импортом в $10 млрд такая экономия — это $300 млн, которые остаются в распоряжении у предпринимателей. Поэтому разница в 3% может повлиять на конкуренцию производителей.
Некоторые специалисты говорят, что снижение НДС повлияет на стоимость товаров для конечного потребителя. Важно понимать, что ценообразование определяет не налог, а спрос.
К примеру, в течение полугода стоимость растительного масла резко выросла почти в два раза, и сейчас пять литров масла стоят более 100 тыс. сумов. Кто-то решил, что снизив НДС, можно уменьшить цены. При этом НДС составляет всего 15%, а стоимость масла выросла почти вдвое.
В результате если товар стоит 115 тыс. сумов, то убрав НДС мы все равно получим около 100 тыс. сумов. Тем более, если продукт пользуется большим спросом, то цена все равно будет расти. Стараться снизить цены «заигрыванием» с НДС — это самообман, пустая трата времени и бумаги.
На конечного потребителя влияет нарушение цепочки НДС. Например, если плательщик НДС покупает сырье или материалы для производства у неплательщика.
Так как поставщик не платит НДС, у предпринимателя нет возможности зачета этого налога. Поэтому стоимость конечного товара автоматически увеличивается на 15%.
Если продукт дефицитный, налоговое бремя ложится на конечного потребителя, а если товар конкурентный — то в убыток производителю.
Цепочка НДС нарушается и при работе с льготными организациями. Считаю, что льгота по НДС — это, в первую очередь, потеря для госбюджета. В рыночной экономике такими мерами нельзя чего-то добиться.
У нас образовались свободные экономические зоны, где действуют различные льготы, в том числе и по НДС. Многие производители из обычных промзон просто переместились в эти СЭЗ, плательщики налогов перешли в неплательщики. В результате конечный потребитель покупает продукт по прежней цене, а госбюджет не получает деньги.
Если говорить о предыдущем снижении НДС с 20% до 15%, то в этом была экономическая выгода — можно было сэкономить 5% при ввозе товаров или сырья. На эти 5% можно было снизить цены и стать конкурентоспособным.
Уменьшение ставки с 15% до 12% не сильно повлияет на внутренний рынок и тем более — на конечного потребителя.
Поможет ли снижение НДС восстановить сферы туризма и общепита после пандемии
Я, как налоговый консультант, изучаю работу различных сфер бизнеса, в том числе туризма и общепита. У многих маржа — минимум один к одному: на $10 тыс. расхода приходится общий доход $20 тыс., из них $10 тыс. — прибыль.
Плюс эти заведения отдельно берут 10−15% за услуги официанта, что фактически покрывает расход на его зарплату. Честно скажу, многие рестораны не хотят платить, хотя в сфере общепита у нас маржинальность одна из самых высоких.
Снижение НДС хорошо повлияет только на сферу услуг, где нет входящего НДС за счет приобретаемых товаров, сырья, производства.
Например, услуги консультации — это интеллектуальный продукт, и здесь платить 12% лучше, чем 15%. Чем меньше НДС, тем быстрее сфера услуг сможет работать легально, потому что часть таких организаций пока все равно работает за наличные.
Что касается туризма, если сравнивать в процентном соотношении с кем-то, у нас его просто нет. Если по пятибалльной шкале мы получили хотя бы тройку, тогда еще можно было бы повлиять какими-то льготами.
Почему для реформ нужно время. Скорее всего, до 2023 года все отрасли экономики Узбекистана будут готовиться к вступлению в ЕАЭС, соответственно нужно сделать одинаковую ставку НДС для всех участников союза.
А для создания единой таможенной зоны все государства-участники должны быть на одном уровне. Сейчас объединение таможенной зоны отрицательно повлияет на наших производителей, которые еще неконкурентоспособны по сравнению с российскими или казахскими бизнесменами.
Некоторые товары станет выгоднее завозить из-за рубежа, нежели изготавливать у нас, поэтому многие предприятия будут ломаться.
При объединении каких-то сфер между государствами всегда выигрывает сильнейший. Поэтому, есть мнение, что такое решение для нас — десять шагов назад, и начинаем все заново.
Так что НДС пока не снижается для сохранения местного бизнеса, чтобы иностранные продукты не заполонили наш рынок. Если взять и просто открыть границы, то мы не убережем наше производство.
Зачем объединили земельный налог с налогом на имущество юридических лиц
Думаю, это недоработанное предложение. Есть много сфер предпринимательства, которые работают без имущества и платят только земельный налог. Получается, сейчас будет отдельно земельный налог и земельный налог с налогом на имущество.
Есть фермерские хозяйства, которые платят земельный налог отдельно за большое поле, а если у фермера есть имущество и плюс 10 га земли, тогда из чего будет исходить этот налог, из 10 га земли или половины гектара его ангара?
Во многих развитых государствах есть отдельные налоги на землю и имущество, ведь на одном и том же участке земли можно построить имущество на $100 млн и на $10 тыс. Как будем тогда рассчитывать, исходя из земли или из имущества?
Другая ситуация: у вас полгектара земли и имущества всего 100 кв. м., а у вашего соседа — все полгектара застроены имуществом. В этом случае нам все равно приходится оценить отдельно имущество, и, исходя из этого, рассчитать налоги.
То есть по факту это будет имущественный налог. В итоге мы просто себе усложняем работу. Невозможно для одной и той же территории, но с разным имуществом, сделать одинаковую сумму налога. Я не приветствую эту идею.
Как можно усовершенствовать систему налогообложения
Сейчас с изменениями в этой сфере уже достаточно усложнили, больше не надо. Чтобы предприниматели добровольно перешли на более легальную форму и платили налоги, нужно менять документооборот.
Если обращаться к опыту развитых стран, там во многом государство приспосабливается к народу. У нас же — наоборот.
Маленький пример: в Узбекистане если предприниматель сегодня сдаст инкассацию, завтра эти деньги появятся в банке и отправятся к какому-то производителю, и только послезавтра предприниматель получит товар.
То есть максимально быстрый оборот денежных средств занимает минимум три дня, если действовать по закону, но, есть варианты, когда предприниматель за день может сделать до трех оборотов этих денежных средств. Естественно никто не хочет сдавать деньги в банк.
Раз люди не хотят сдавать деньги, почему мы заставляем их это делать и «кормим» банки? Ведь банк тоже берет свой процент за услуги.
Если перейти на онлайн контрольно-кассовые аппараты, то бизнесмен может внести туда свои операции, и налоговая сразу видит, сколько выручки сделал предприниматель.
В этом случае не нужно ждать банк — иди на базар с онлайн-аппаратом и чеками бери товары и зачисляй на баланс фирмы с помощью акта передачи, с приложением кассового чека от онлайн-ККМ. Налоговикам нужно собирать налоги, а не помогать «выжить» банку.
Возьмем, к примеру, налог с оборота 4% и выручку в 10 млн сумов. Если исходить из одного оборота в три дня, то за этот срок с 10 млн начисления в бюджет составят 400 тыс. сумов.
В случае с НДС в 15% сумма составит 1,5 млн сумов. Если не «кормить» банк, то при трех оборотах за один день мы получим из 10 млн сумов 30 млн. А из них 4% будет 1,2 млн, соответственно, 15% — это 4,5 млн сумов. Это выгодно даже государству. При этом необходимо увеличить верхний порог налога с оборота до 5 или 10 млрд сумов.
К тому же многие и так работают нелегально, за наличные, и все мы знаем это. Потому что если не забивать деньги в кассу, то штраф всего 5 млн сумов. Сделайте штраф за уклонение от налога 100 млн сумов, но дайте возможность работать «свободно».
Нужны деньги — забивай в онлайн-кассу, бери чеки и спокойно работай, тем более во всем мире переходят на онлайн, и предпринимателям неудобно мешками наличку таскать. А за 5 млн они могут рискнуть и три раза прокрутить деньги, им это выгодно.
Сделайте законодательно удобную работу для предпринимателей и требуйте налоги. Если хотят наличные — пусть работают наличными, но легально.
Мы еще не готовы работать на уровне европейских стран. Если мы хотим приостановить коррупцию, надо прийти к этому, и не только наказывать нарушителей, но и просто не оставлять такой возможности.
Человек, который получает взятку — взяточник, но не коррупционер. Коррупция — это система, которая дает возможность и мотивацию получить взятку.
Кроме того, еще в 2007 году мы предлагали при разработке налоговых изменений не распространять новшества сразу на всю страну. Сначала надо сделать отдельные мониторинговые территории, ведь народ — не подопытный кролик.
Когда идея пройдет тестовый режим на одной территории, можно постепенно расширять охват, изучать, как к ней относятся налогоплательщики и налоговики, и только потом внедрять по всей стране.
Также не нужно давать рассчитывать налоги предпринимателю, этим должны заниматься соответствующие органы. В Германии, например, бухгалтеры предоставляют все данные по операциям, исходя из этого налоговики заполняют формы отчетов и рассчитывают, сколько нужно платить.
У нас же бухгалтеры сами считают, а затем приходят специалисты из налоговой и говорят, что неправильно. Поэтому у нас примерно в 98% случаях выявляются правонарушения.
Но все-таки, при разработке налогового законодательства необходимо учитывать интересы народа и предпринимателей. Создавать хорошие и комфортные условие для ведения бизнеса, а уже после требовать исполнения законодательства.
Юлия Пакидышева,
сертифицированный бизнес-тренер Profi Training , обладатель диплома ACCA, с опытом работы в сфере финансового учёта более 25 лет.
Ежегодно к концу календарного года предпринимателей, бухгалтеров, людей вовлеченных в бизнес начинает лихорадить.
Третий год подряд налоговая система Узбекистана реформируется. За новшествами в законодательстве трудно уследить.
Изменения в Налоговый кодекс вводятся не только с начала года, но и спонтанно, неожиданно в середине отчетного периода.
Налог на имущество
С изменением законодательства в 2019 году расширился список плательщиков налога на имущество. Ранее предприятия владеющие недвижимостью в большинстве своем платили единый налоговый платеж (ЕНП).
Предполагалось, что ЕНП покрывал своей ставкой как корпоративные так и ресурсные налоги. При проведении реформ, государство обязало юрлиц, владелеющих недвижимостью определить налогооблагаемую базу и оплачивать налог на имущество.
Итак, налог рассчитывается со стоимости:
- зданий и сооружений, подлежащие регистрации в уполномоченных органах;
- объектов незавершенного строительства;
- железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач.
- объектов жилой недвижимости, числящиеся на балансе строительных организаций или застройщиков для последующей реализации.
Ранее налог для плательщиков не был значимым в расходной части бюджета предприятия. Остаточная стоимость большинства зданий, сооружений была равна нулю или считалась несущественной. Имущество в большинстве было полностью амортизировано. База для исчисления налога отсутствовала.
С 2020 года в ст. 412 НК внесли поправку, согласно которой для исчисления налога на имущество, владельцы полностью амортизированных зданий, должны переоценивать имущество по актуальным рыночным ценам один раз в три года. Налог стал рассчитываться по рыночной стоимости имущества.
Недвижимость, как правило, самое выгодное вложение в актив — ее рыночная стоимость растет. Для юрлиц, владельцев имущества, которое не приносит дохода, а используется для собственных административных или социально-культурных целей, выросшая сумма налога стала очень значительной.
Владельцы коммерческой недвижимости, чтобы оптимизировать расходы, включают сумму налога на имущество в стоимость арендной платы. Тем самым покрывая свои расходы за счет арендополучателей.
В текущем году действующая ставка налога на имущество 2%, но с 2022 года ее прогнозируют снизить до 1,5%. По прогнозам Министерства финансов Узбекистана, снижение ставки даст экономию предприятиям около 500 млрд сумов.
Для компаний, которые оценили имущество по рыночным ценам в 2021 году снижение ставки будет сокращением налогового бремени до 2024 года. Но в 2024 году они вновь должны переоценить имущество в целях исчисления налога.
В итоге налогооблагаемая база в разы вырастет, то есть, на перспективу — снижение ставки будет не столь ощутимым, как это хотят преподнести чиновники.
Для предприятий, которые станут плательщиками налога на имущество с 2022 года, предполагаю, что новая ставка в 1,5% будет также не существенна.
Многие предприятия для строительства бизнес-центров, ТРЦ привлекают «серый нал» своих акционеров и учредителей. Первоначальная стоимость новостроек по бухгалтерским документам не соответствует рыночной — налогооблагаемая база изначально будет занижена.
Государство от снижения ставки на 0,5% потеряет немногое. Список налогоплательщиков расширяется за счет новостроек и введенных в эксплуатацию зданий. Налог начинает рассчитываться со дня регистрации, при этом льготный период отсутствует.
НДС
С января 2023 года НДС планируют снизить на 3%, то есть, до 12%. При обсуждении НК в 2018 году ставка в 12% озвучивалась реформаторами. Потом передумали, и унифицировали со ставкой налога на прибыль — 15%. По данным Минфин, от снижения ставки НДС у предприятий останется в распоряжении около 11 трлн сумов.
Когда обыватели слышат, что налоги снижаются, у них возникает ошибочное мнение, что пропорционально снизятся цены на товары, услуги. Сумма налога должна формировать цену конечной реализации товара. Но это не так — цену формирует рынок.
От снижения ставки выиграет бизнес. НДС накручивается на цену реализации товара. Конечный покупатель оплачивает за товар не только его цену, но и «накрученный» на нее налог.
При снижении ставки внутри цепочки В2 В, у предприятий останется в распоряжении больше денежных средств. Так было на практике в 2019 году, когда НДС с 20% снизили до 15%. Ритейлеры не стали заниматься расчетами по снижению цены на товар. Они сохранили старые цены, но увеличили прибыль от снижения налоговой нагрузки.
Основной источник дохода бюджета (по данным статистики) это НДС. Он в текущем году должен составить 46,9 трлн сумов. При снижении ставки, как многие думают, поступление от НДС в бюджет сократится. Это ошибочно.
Государство увеличивает администрирование налога. Контроль за плательщиками НДС жесткий. Налоговая отчетность заполняется автоматически — государство рассчитывает цифровизацией сократить теневой бизнес и коррупционную составляющую экономики. Тем самым покрыть снижение налоговых ставок.
Кроме этого, сократятся льготы по НДС, и расширится число его плательщиков, количество оборотов с которых НДС не уплачивался.
Ресурсные налоги
С 2023 года в прогнозах унифицировать ресурсные налоги, то есть, введут один общий налог. Как я уже отметила, у нас была практика по унификации налогов — ЕНП.
Кто помнит, он рассчитывался с общего денежного оборота компании. У ресурсных налогов объекты налогообложения разные.
Методику расчета должны разработать и прописать. Изменения коснутся не только ставок, объектов налогообложения, но и форм налоговой отчетности.