Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.
Начало
История Anorhome началась в 2020 году с организации продаж жилого комплекса в Сергелийском районе Ташкента.
Меня как риелтора пригласила в проект узбекско-британская компания Beltera Holding: им требовался партнер с опытом в сфере недвижимости и знанием рынка.
Моя компетентность в вопросах потребностей рынка позволила выдвинуть встречное предложение: создать компанию, способную предлагать услуги, в которых нуждается активно растущий девелоперский рынок.
Эту идею поддержали в компании и полностью профинансировали.
Из-за того, что на рынке Узбекистана не было консалтинговых компаний в сфере недвижимости, оказывающих весь комплекс таких услуг, как стратегический и инвестиционный консалтинг, риелторские услуги и так далее, нам приходилось опираться только на зарубежный опыт.
Поэтому процесс создания компании занял больше времени, чем прогнозировалось. Кроме того, потребовалось обучать кадры и разрабатывать нестандартную для риелторского бизнеса структуру компании.
Начало работ пришлось на самый разгар пандемии. В период карантина мы выработали концепт ЖК Sergeli Residence и торгового центра автозапчастей Auto Mall Tiger, построили офис продаж, набрали 15 менеджеров и повысили их квалификацию.
Девелоперский бизнес по сути похож на брокерское дело. Девелопер находит землю, привлекает инвестиции в проект и нанимает строительную компанию.
Далее приглашается команда специалистов по продажам. При таком дифференцированном подходе заметно растет качество каждого из направлений работ.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Оформление
Для начала нужно определиться с направлением. Haибoлee вocтpeбoвaннaя ycлyгa нa рынкe недвижимости — кyпля и пpoдaжa квapтиp. Meнee пoпyляpны кyпля и пpoдaжa кoммepчecкoй и зaгopoднoй недвижимости, eщe мeньший cпpoc нaблюдaeтcя нa apeндy квapтиp.
Спустя время можно cкoнцeнтpиpoвaтьcя нa нecкoлькиx ceгмeнтax pынкa и дoбaвить нoвыe ycлyги. В целом, откpыть pиелтopcкoe aгeнтcтвo мaлo — нyжнo paзpaбoтaть cтpaтeгию yпpaвлeния и paзвития бизнecа.
Один из важнейших документов для регистрации компании по строительному консалтингу — это лицензия на консалтинг и риелторскую деятельность. Ее выдает Агентство по управлению государственными активами. Для получения лицензии требуется 2 сертифицированных риелтора в штате.
Кстати, при получении товарного знака в Агентстве по интеллектуальной собственности мы столкнулись с проблемой: наше название признали схожим с недавно открывшимся Anorbank. Решили эту проблему, отказавшись от смежных с банковской сферой услуг.
Сумма инвестиций на старте. В проект было инвестировано $140 тыс. До сих пор мы вкладываем деньги и не собираемся останавливаться на достигнутом.
Одна из главных статей расходов — это инвестиция в кадровый ресурс, так как именно специалисты делают наши услуги эффективными.
Объект | Сумма (в долларах) |
Офис с нуля | 50 000 |
Ремонт | 10 000 |
Мебель | 5000 |
Оборудование | от 7000 |
Макеты зданий | 8000 |
Обучение сотрудников | 700 |
Создание сайта | 5000 |
Зарплата сотрудникам | от 3000 |
Коммунальные затраты | от 700 |
Локация. Агентство можно открыть в центре города, или же — в спальных районах. Основное требование — первый этаж и отдельный вход. Размер офиса зависит от штата компании. Для четырех-пяти человек достаточно 20−25 кв. м.
Персонал на начальном этапе. Офис Anorhome делится на две части — фронт и бэк-офисы. В фронт-офисе кадры, которые непосредственно работают с клиентами. Это важнейшая часть нашей команды, которая напрямую отвечает за результат компании.
Бэк-офис — это юридическое сопровождение, найм персонала, бухгалтерия, финансы и многое другое. В самом начале запуска нам требовался именно бэк-офис.
Фото: Anorhome
Успех компании напрямую зависит от высококвалифицированных, мотивированных сотрудников, имеющих стремление к совершенству, желание достигать и поддерживать интересы компании так же, как и свои. Поэтому мы сами с нуля обучаем персонал для более эффективной работы.
Как привлекали первых клиентов. В первую очередь мы подключили СММ агентства для рекламы. В офлайне мы использовали баннеры, наружную рекламу и так далее.
Мы нанимали людей, которые на улице раздавали флаеры и объясняли преимущества компании. Еще хорошо работала реклама в Facebook, Instagram. Но мы не останавливались только на рекламе, мы также приглашали PR-специалистов, которые помогали в продвижении и улучшении дальнейших продаж.
После Sergeli Residence нашими клиентами стали бизнес-центр Travel и жилой комплекс Buyuk Ipak Yuli 311. Кроме того, недавно нам предложили сотрудничать с архитектурным бюро, с которым мы создавали Sergeli Residence.
Так, в целом в крупном B2B-секторе хорошо работает репутация и нетворкинг. Чем больше продажи, тем выше результат для бизнеса партнеров.
Прибыль и сроки окупаемости
Ценообразование. За год работы мы смогли разработать структуру и услуги Anorhome. Среди них стратегический и инвестиционный консалтинг, маркетинговые исследования, продвижение девелоперских проектов, риелторские услуги и доверительное управление.
Исходя из предложений от компаний, стоимость услуг Anorhome варьируются по каждым направлениям по отдельности — от 3% до 5% от стоимости реализации проекта.
Например, в риелторские услуги входят консультация, реализация покупки и аренда коммерческой недвижимости на территории Узбекистана.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Услуга доверительного управления и продвижения девелоперских проектов же направлена на решение задач, связанных с увеличением продаж, а также оптимизацию операционных расходов.
Прибыль и сроки окупаемости. Небольшая фирма может окупиться за несколько месяцев, в нашем же случае через пару лет, так как рентабельность проекта зависит от уровня затрат, намеченных планов и запросов собственников.
При грамотном построении бизнеса в месяц можно заработать от $5 тыс.
Нюансы риелторских услуг в Узбекистане
В Узбекистане рынок риелторских услуг находится в теневом секторе экономики и никак не регулируется. Это происходит из-за того, что реальная стоимость объектов недвижимости на вторичном рынке не отражается в документах, а законодательство к этому не обязывает.
Пользуясь этим, риелторы не указывают свою комиссию и уклоняются от налогов. Более того, многие «базарные маклеры» вовсе не имеют профессиональной лицензии.
Из-за этого рынок в целом предлагает некачественные услуги, а сами риелторы избегают ответственности при возникновении проблем после сделки, потому что стоимость их услуг никак не отражается в договорах купли-продажи.
Большинство стартапов появляются, когда предприниматель понимает незанятую нишу и проблемы на рынке. Anorhome — такой же пример: мы видели несовершенство на риелторском и девелоперском рынке и могли предложить альтернативный подход.
Ситуация на рынке. Динамика в плане консалтинга положительная. Из-за высокой конкуренции в сфере недвижимости местные девелоперы уже имеют потребность в более профессиональном уровне продвижения и продаж.
Также имеются зарубежные компании, которые ищут надежных местных партнеров, чтобы выйти на узбекистанский рынок недвижимости.
С изменениями в целом нового политического и экономического подхода государства, рынок недвижимости стал меняться в лучшую сторону.
Если так и будет продолжаться, рынок станет предлагать более качественные предложения, а теневая экономика — уходить в прошлое. Покупка недвижимости станет более доступной для народа.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Карантин и бизнес. Во время карантина появилось время для создания Anorhome. Во время локдауна активно развились онлайн-продажи и продвижения — продавцы по недвижимости стали давать более качественную рекламу.
При этом цены на недвижимость не изменились. Еще один интересный факт: у нас сильно повысился спрос на частные дома и квартиры с террасами.
Во время карантина люди оказались заперты в своих домах, и многим захотелось иметь хотя бы небольшой уголок на свежем воздухе даже в городских условиях.
Советы для начинающих бизнесменов. Не стоит начинать бизнес, не имея опыта в конкретной области. Старайтесь сначала поработать в этой сфере, познайте ее особенности изнутри.
Конечно, серьезный проект сложно начать без хороших партнеров. Постоянно обучайтесь, потому что рынок меняется, и однажды вы можете не успеть за ним.
Еще одна из частых ошибок — начать рабочий процесс, не подписав договор об услуге. Также не стоит излишне демонстрировать свои бизнес-процессы клиентам, так как они начинают думать, что это легко повторить своими силами.