С началом года девальвация национальной валюты составила чуть больше 2%. Об этом на прошедшем накануне, 21 октября, пресс-брифинге заявил председатель Центрального банка Мамаризо Нурмуратов.
Так, курс доллара, установленный ЦБ, 1 января составлял 10 476 сумов, 21 октября — 10 682 сума. Почти за 10 месяцев курс вырос на 1,96%.
Глава регулятора отметил, что добиться относительно стабильного обменного курса удалось благодаря увеличению на 35% валютной выручки от экспорта, а также росту объема продаж валюты банками и экспортерами: за 9 месяцев на валютной бирже ими было продано валюты на $9,5 млрд, что на 85% больше по сравнению с 2020 годом ($5,2 млрд).
По словам Нурмуратова это можно назвать результатом политики открытости и прозрачности проводимых реформ в экономике.
Так, объем реализованных на внутреннем валютном рынке валютных средств в рамках закупленного ЦБ золота по принципу нейтральности золотовалютных резервов в январе-сентябре текущего года снизился на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Платежи предприятий по импорту также увеличились на 25%. При этом доля собственной иностранной валюты бизнеса в структуре источников импортных платежей на сентябрь достигла 29%.
В целом эти тенденции указывают, на то что возможности самофинансирования внутреннего валютного рынка постепенно расширяются.
В предыдущие годы сум резко обваливался — в прошлом году это случилось в апреле, в позапрошлом — в августе. В первом случае толчком стала пандемия, втором — ситуация на рынках основных торговых партнеров.
Так, в 2020 году национальная валюта по отношению к доллару обесценилась на 10,1%
Согласно базовому сценарию, ЦБ не ожидает в 2021 году резких колебаний валютного курса. Регулятор объясняет это стабилизацией роста объемов внешней торговли и чистого экспорта, а также денежных переводов.
Ранее Spot писал о том, что происходит на валютном рынке Узбекистана в 2021 году.