Александра Демченко поменяла почти семилетний опыт рекламиста на возможность учить людей. Сегодня она занимается развитием платформы Diver. Она рассказала, как пришла в профессию и чего достигла.

Казалось, что не смогу достаточно зарабатывать

Я родилась и училась в Ташкенте. Окончила Педагогический университет по специальности «педагог-психолог». Параллельно учебе, работая барменом, практиковалась на настоящего психолога, позже даже преподавала.

Окончив универ мне казалось, что я не смогу достаточно зарабатывать, потому что педагогам-психологам особо не платят в Узбекистане, а за барной стойкой весело только по началу.

Устроилась в ассоциацию поваров. Там занималась холодными звонками, распространяла журналы в HoReCa и так далее. Потом подруга предложила попробовать себя в SMM. Так я попала в рекламно-маркетинговый мир. Поработала маркетологом в Shymkent Plaza в Казахстане. Это был отличный опыт, который помог понять бизнес и его проблемы изнутри. Креативила в продакшн-студии, помогала в организации съемок — это совсем другой мир и требования к навыкам.

В итоге оказалась в Lokals (бывш. TBWA Tashkent) и последние несколько лет чем только не занималась. Писала документалки для колбасы, разрабатывала с командой программу лояльности для мобильного банка, курировала воркшопы для клиентов и их сотрудников. Многие думают, что мы каждый день сидим и придумываем прикольные ролики, но по факту это не так. Поэтому не могу сказать, что я была копирайтером в классическом понимании, кто только слоганы да нейминги придумывает.


Высшее образование больше не панацея

Не жалею о карьере рекламиста, так как наработала огромный опыт в развитии бизнеса клиента из абсолютно разных категорий. Выиграла много наград, усилила свое портфолио, познакомилась с огромным количеством талантливых людей. Но хочется идти дальше. Хотя всегда считала, что не буду работать по профессии, это то, что меня притягивало. Образование — фундаментальная часть развития любого общества. Сделать его доступным, понятным, прикладным для бизнеса — это то, что сейчас меня мотивирует заниматься проектом Diver Platform.

Сегодня высшее образование больше не панацея. Кроме всех возможных международных онлайн-площадок, в одном Ташкенте огромное количество офлайн-курсов по различным направлениям. Любой желающий сегодня может обучиться писать коды, работать в фотошопе, пробовать себя в журналистике и так далее. Но даже при таком изобилии EdTech рынку есть куда расти, как глобально, так и локально.


Маркетинг не решает все проблемы бизнеса

Работая над различными проблемами клиента, все чаще сталкивались с кадровой проблемой в маркетинговых отделах. Буквально нет людей на рынке. Или есть, но им нужно еще расти. Сначала начали с воркшопов для клиентов. Потому что, например, бренд-позиционирование — это то, с чем должны жить не только маркетологи, но и коммерческий директор или IT-менеджер. Позже я была организатором и куратором авторских курсов от нашей компании совместно с Alpha Education. После двух курсов решили сконцентрироваться на собственном проекте Diver Platform, смысл которого не является продажа экспертизы Lokals.

Мы знаем огромное количество «болей» клиентов, узбекского или центрально-азиатского бизнеса. И их решение является нашей первоначальной задачей. У меня и Lokals очень большой и разнообразный networking со всего мира, дающий возможность делать образовательные программы не только вокруг маркетинга и коммуникации.

Мы — не очередные онлайн-курсы, мы — помощник бизнеса в повышении квалификации его сотрудников. И неважно про что будет курс или воркшоп. Если он решает «боль» бизнеса, мы будем его делать. Это могут быть как стратегические сессии для топ-менеджеров, с привлеченными зарубежными практиками, так и умение сall-центра работать с негативом и многое другое.

Сегодня это могут быть курсы для коммерсантов по ценообразованию, а завтра — курсы по оптимизации производственных процессов. Наша цель — использовать экспертизу практиков из локальных и мировых компаний и создавать контент, применимый и эффективный для локального бизнеса.


Страны ЦА должны подсказывать друг другу

Мне нравится образование своей безграничностью. Огромное количество ниш, идей, возможностей, как их реализовать. И набранный опыт в креативном бизнесе, поиск нестандартных решений, нацеленность на действительные изменения — это то, что, я надеюсь, поможет найти нужную форму. Пока мы не ограничиваем себя ни в чем и пробуем разные продукты. Также не ограничиваемся географическими барьерами, потому что не можем смотреть на развитие рынка Узбекистана в отрыве от ближайших соседей. Мы должны быть открытыми, обмениваться опытом, подсказывать друг другу. Поэтому наша платформа больше онлайн, но мы уже провели несколько офлайн-лекций, воркшопов и планируем их продолжать.

В онлайн сложно создать такую же атмосферу, нетворкинг и уровень вовлечения, как в жизни. Но во-первых, мы фокусируемся на тех, у кого действительно что-то «болит» и они пришли за «лечением», во-вторых, это как раз один из серьезных и интересных вызовов для меня сегодня.


Предпринимательский мозг оказался корыстным

Недавно находясь в отпуске, я обещала себе не думать о работе. Копирайтеру не думать о работе проще — придет в понедельник, решит: там же все разбито по датам. А когда человек занимается проектом, который сам же создает — нельзя о нем не думать.

И даже оказавшись на свадьбе у подруги, я нашла человека, который сможет выступить на нашем ближайшем курсе для ритейла. Оказалось, что все разговоры сводятся к твоему продукту и тому, чем занимаешься.

Предпринимательский мозг оказался корыстным. Я интересовалась, кто и чем занимается, какую «боль» он может помочь «закрыть» на наших рынках, какой курс можно сделать и помочь бизнесу усилить команду. Мне всегда казалось, что предприниматели — это люди, которые такими рождаются. Но, это мышца, которую нужно прокачивать, потому что хочется, чтобы проект развивался, хочется сделать его живым большим.

Я верю, что проект будет расти, потому что на рынке всегда будут пробелы, которые нужно закрывать. Делая специалистов сильнее, мы помогаем усиливать бизнес в Центральной Азии, что в целом влияет на развитие региона. Цель — не деньги и признание, а возможность что-то изменить.

На правах рекламы.