Центральный банк утвердил основные направления денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023—2024 годов.
Мировая экономика в 2020 году в условиях пандемии и вызванного ею глобального экономического кризиса испытала резкий спад экономической активности из-за введения строгих карантинных ограничений и сбоев в цепочках поставок. В 2021 году ситуация с коронавирусом относительно улучшилась, были смягчены карантинные меры, бизнес адаптировался к условиям пандемии, существенно восстановилась экономическая активность. Все это способствует достижению допандемического уровня совокупного спроса.
При этом, медленное восстановление предложения по сравнению со спросом на фоне изменения климатических условий и сбоев в цепочках поставок привело к ускорению инфляционных процессов в мире.
В Узбекистане в 2020 году реальные темпы экономического роста составили 1,7%, за первые 9 месяцев 2021 года — 6,9% и ожидаются пределах 6,5−7,2% по итогам 2021 года.
Учитывая высокий уровень неопределенности изменений внешних и внутренних экономических условий, Центральный банк разработал базовый и альтернативный сценарии.
Ситуация с пандемией рассматривалась в качестве важного критерия при определении условий сценариев, поскольку ход процесса вакцинации в мире становится основным фактором, определяющим быстрое восстановление экономического роста в развитых странах и относительно медленное восстановление в развивающихся странах.
Кроме того, в этом году, в качестве важных факторов при расчетах, учитывались изменения климата и предложение основных продовольственных товаров, показатели финансовой стабильности, а также планируемые реформы и их ожидаемые результаты.
Основной сценарий
Ожидается постепенное улучшение внешних и внутренних экономических условий, без значительных внешних рисков. Ситуация с пандемией нормализуется, долгосрочные ограничения на миграцию человеческих ресурсов и трансграничные перемещения не будут введены.
Согласно расчетам, объем ВВП в 2022 году достигнет своего потенциального уровня и реальные темпы экономического роста составят 5,5−6,5%, а в 2023—2024 годы около 6%.
В качестве основных движущих сил экономического роста рассматриваются частные внутренние и иностранные инвестиции и структурные реформы в различных секторах экономики.
Прогнозируется сокращение общего фискального дефицита до 2−3% в 2023—2024 годах за счет проведения постепенной фискальной консолидации .
Ожидается, что уровень инфляции составит 8−9% в 2022 году и снизится до 5% в 2023—2024 годах.
Альтернативный сценарий
При условии сохранения напряженной ситуации с пандемией и замедлении экономической активности, реальный рост объемов ВВП может составить 3−4% в 2022 году. С переходом ситуации в нормальную фазу будет наблюдаться восстановление экономической активности и валового спроса с 2023 года, и, по оценкам, реальный рост ВВП в 2023 году составит 4,8−5,8%, а в 2024 году — 5,5−6,5%.
При этом, в целях поддержки внутренней экономической активности, в 2022 году будет продолжено фискальное стимулирование, и ожидаемый фискальный дефицит составит около 4−5% к ВВП. С 2023 года начнется фискальная консолидация для обеспечения макроэкономической стабильности и прогнозируется сокращение фискального дефицита до 3−4% в 2023 году и до 2−2,5% к ВВП в 2024 году.
При альтернативном сценарии придется отложить либерализацию регулируемых цен. В результате прогнозируется уровень общей инфляции 7,5−8,5% в 2022 году и около 5,6−6,6% в 2023 году.
Что будет делать регулятор
В каждом из сценариев основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой и финансовой стабильности в экономике и достижение целевого показателя (таргета) инфляции. При этом степень жёсткости денежно-кредитных условий будет определяться в зависимости от формирования ситуации, заложенной в сценариях.
В ближайшие годы в центре внимания Центрального банка будут находится меры по реализации следующего этапа реформ на внутреннем валютном рынке, усилению аналитического и прогнозного потенциала и повышению эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Задача повышения эффективности трансмиссионного механизма связана с развитием финансового рынка, в частности рынка государственных ценных бумаг, увеличением размера рынка частного капитала и развитием небанковских институтов финансового посредничества в экономике.
Особое внимание следует уделить вопросам устранения долгосрочных факторов инфляции в последующие годы. В первую очередь, это требует реализации таких мер как, развитие конкуренции на потребительском рынке, увеличение объемов производства потребительских товаров, снижение уровня концентрации импорта, развитие торговой и сервисной инфраструктуры в регионах.