Продакт-менеджер владеющей сервисом Avtoelon компании Kolesa Group Анастасия Циммерман поделилась опытом выхода на рынок Узбекистана, извлечёнными уроками и достигнутыми результатами.
Её рассказ опубликовало казахстанское издание Steppe как часть материала об опыте казахских компаний в Узбекистане.
«С нашим опытом можно вырасти вдвое»
После исследования ряда рынков в Kolesa Group выбрали Узбекистан. Этому способствовал, прежде всего, демографический фактор — при схожей численности автомобилей население Узбекистана вдвое больше казахского.
«С нашим казахстанским опытом в Узбекистане можно вырасти вдвое», — прокомментировала Циммерман.
В пользу Узбекистана также играло бурное развитие интернета и смена государственной политики в области IT. За последние несколько лет страна стала более открытой к внедрению новых технологий.
Цифровизация ускорилась особенно сильно в последние два года. Был открыт IT-технопарк для поддержки стартапов, а также IT-академия при нём — у Казахстана всё это появилось раньше.
«Изменить» вместо «Редактировать»
Узбекистанцы пользуются в основном мобильными устройствами, отметила Циммерман. В приложениях им нужен максимально простой интерфейс, минимум текста и прямые понятные посылы — например, кнопку «Редактировать» пришлось переименовать в «Изменить».
Помимо этого, отличается сам опыт продажи автомобилей — по большей части их до сих пор продают на рынках. Только небольшое количество покупателей, готовых разобраться размещается онлайн.
Если просто скопировать казахстанский продукт, в Узбекистане он не уйдёт дальше быстрого запуска.
«Вам все равно придется переделать все, что есть в казахстанском продукте, потому что у Узбекистана своя история развития», — указывает продукт-менеджер.
Узбекистан долгое время был в изоляции, а интернет внутри страны подвергался ограничениям. Поэтому местные пользователи по большей части перешагнули эпоху «залипания» в соцсетях с компьютеров.
«Стать удобным местом встречи»
Avtoelon в первый же год стал лидером по продажам легковых автомобилей в интернете. В феврале 2021 года заработал сервис для автосалонов Avtoelon PRO. Однако дальнейший рост упирается в привычку узбекистанцев продавать автомобили через традиционные рынки.
Поэтому задача сервиса — «стать удобным местом для встречи покупателей и продавцов».
В заключение Циммерман отметила дружелюбие и гостеприимность узбекистанцев, а страну описала как «восхитительную» и «с большим будущим».
Сервис купли-продажи автомобилей Avtoelon от казахстанской Kolesa Group работает в Узбекистане с декабря 2018 года. Директор родительской компании Николай Бабешкин говорил, что компания решила запуститься здесь с нуля, так как не нашла сильного игрока, чтобы купить его.
В 2019 году директор Avtoelon Асан Абдраимов сообщил Spot, что в первый год инвестиции превысили доходы, как и было запланировано в рамках бизнес-плана. По словам Бабешкина, в этом году сервис должен выйти на прибыль.
Ранее Spot писал о наблюдениях и опыте представителя Wooppay в узбекском финтехе.