Инфляция по всему миру начала ускоряться в последние несколько месяцев, отметил Bloomberg в своей статье.
В США потребительские цены растут темпами, которых не наблюдалось с 1990 года — 6,2% к концу октября. Особенно сильно подорожал бензин, из-за чего от президента Джо Байдена уже требуют принять меры.
С подобной проблемой столкнулись и две следующие по размеру экономики мира — Китай и Япония. Рост цен превосходит ожидания и в Германии, и в других странах.
Согласно прогнозу издания, потребители в ближайшие месяцы ощутят инфляционные эффекты, нарастающие с восстановлением экономики после пандемии.
Тем временем по всему миру не утихают дебаты по поводу инфляции. На повестке два вопроса — можно ли считать нынешний скачок цен преходящим и что регуляторы разных стран могут с ним сделать.
Затянувшийся скачок
Федеральный резервный банк США считает, что основная причина инфляции — перебои в цепочках поставки. Эта проблема временна и разрешится сама собой, без вмешательства вроде повышения ключевой ставки.
Однако «временный» рост цен наблюдается уже значительно дольше, чем ожидал ФРС. Похоже, что инфляционные факторы задержатся ещё на несколько месяцев — и это как минимум.
Своё влияние оказывает, в частности, продолжающийся с начала года дефицит полупроводников. Из-за этого растёт стоимость производства товаров и сроки их доставки — Apple и Amazon ожидают снижения доходов в традиционно прибыльном предновогоднем квартале.
Чем дольше продолжается нынешняя ситуация, тем сильнее страдает покупательская способность потребителей. Их зарплаты не поспевают за инфляцией.
Тревожные звонки
Инвесторы, опасаясь потерь на фондовых рынках, вновь заинтересовались активами, относительно независимыми от инфляционных факторов. Рассматриваются самые разные опции — от золота, традиционной тихой гавани, до криптовалют, ставящих новые рекорды.
Некоторые аналитики не исключают даже возможности новой глобальной рецессии.
Нынешняя инфляция может стать всего лишь предвестником огромного ценового шока — особенно если экспансия сферы услуг приведёт к удорожанию труда, считает представитель Janus Henderson Investors Пол О’Коннор.
Борьба с инфляцией не должна ограничиваться ключевыми ставками — центральные банки стран мира должны прямо поддержать восстановление экономики. В противном случае они могут так или иначе ввергнуть мир в кризис.
А как в Узбекистане?
По данным Госкомстата, в Узбекистане инфляция с начала 2021 года составила 7,3%. Пока она укладывается в прогнозируемые ЦБ 10% к концу года — это самый низкий показатель последних лет. В 2022 году власти планируют довести инфляцию до 9%, в 2023—2024 — до 5%.
Ранее Spot публиковал объяснение ЦБ по поводу ускорения инфляции в октябре, а также товаров, в первую очередь сказавшихся на ней.