Витражами я занимаюсь уже 15 лет
По специальности я дизайнер-архитектор, в 2004 году получила степень бакалавра в Ташкентском архитектурно-строительном институте. Мои первые работы сразу после окончания вуза были связаны с разработкой дизайна квартир и общественных мест.
Параллельно я поступила в магистратуру. Идея применить витражи пришла ко мне во время выполнения индивидуального заказа. Тогда решила, что буду работать на себя и иметь свою мастерскую.
Так, в 2006 году совместно с заказчиком, которому я делала дизайн-проект, мы открыли «Витражную студию Ирины Ефремовой».
Первоначальные вложения составили около $10 тыс. Прежде всего организовали склад, сделали большой первоначальный закуп, чтобы обеспечить разнообразный ассортимент материалов — ведь клиент должен иметь возможность выбрать продукцию на свой вкус.
Все необходимое привезли из-за рубежа. В Узбекистане расходные материалы для витражей не изготавливаются, поэтому при посещении выставок в Германии, Италии, России, Китае мы изучали производство, осваивали различные техники и технологии.
Фото: «Витражная мастерская Ирины Ефремовой»
Технологии в деталях
Оборудование закупили в Испании. На выставке в Италии мы приобрели у испанской компании печь и стекло, а также различные формы для посуды.
Материалы разных фирм требуют определенного программирования печи, только при соблюдении его правил можно избежать возникновения технических ошибок — появления трещин на стекле, изменения его цвета, вплоть до полного повреждения изделия.
Следовательно, одним из важных моментов успешного производства является своевременное обучение у каждой компании-производителя.
Да, на этом этапе вкладываются деньги, но они себя оправдывают — мы получаем продукцию без брака.
Мы работаем в нескольких техниках. Для пленочного витража используем английские пленки и хрусталики. С поставщиками этих материалов мы начали сотрудничать после посещения крупной выставки в Германии Glasstech.
Здесь не требуется печь, нужны просто качественные материалы и умелые руки. Сначала мы разрабатываем эскиз, согласовываем его с заказчиком.
Затем готовим образец и утверждаем цвета во избежание лишних разговоров и претензий клиентов. Как правило, только после проведения нескольких встреч мы начинаем изготавливать изделие.
Фьюзинг — сложный процесс. Здесь после проработки эскиза каждая деталь вручную вырезается из стекла, собирается, проклеивается. Затем в зависимости от толщины материала стекло в течение суток или двух стоит в печи при температуре около 830 градусов.
При данном процессе вероятны технические сбои, и мы не можем это предугадать, потому что все происходит в печи. Поэтому если мы изначально положили стекло неправильно, впоследствии мы теряем возможность его коррекции.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Сарафанное радио — это доверие
Мы поначалу продвигались с помощью сарафанного радио. Это работает лучше всего, поскольку такая реклама основана на доверии. Если вы выполняете свою работу хорошо, то будете иметь хорошие рекомендации.
Долгое время у нас висел рекламный баннер, мы также создали сайт. Чуть позже начали продвигаться в соцсетях, а именно в Instagram и Telegram-канале, поскольку здесь можно разместить фото быстрее, чем на сайте.
На рекламу в Instagram уходит около $100 в месяц, иногда бывает и меньше. Это зависит и от моей загруженности, ведь у нас небольшая компания без таких оборотов, как у корпораций.
Мы должны обработать весь спрос, который возникает благодаря рекламе. Тем более у нас уже есть наработанная база клиентов.
Основные наши клиенты — частные дома, иногда заказывают в рестораны и офисы. Мы делаем витражи на фасадные окна высотой более 4 м., потому что на них неудобно вешать шторы. А витраж — это красиво, практично и не требует дальнейших затрат на химчистку и уборку.
Нередко изготавливаем картины, перегородки из стекла, декор, выпускаем зеркала и посуду.
Диапазон цен колеблется от кухонной створки в $25 и до больших объемов практически без ограничений.
Среднее дверное стекло обходится примерно от $150 и выше. Наши сроки составляют 1−2 недели на одно стекло с учетом всех рисков — ведь иногда требуется дополнительный материал, доставку которого приходится ждать.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Вообще заказы бывают разной сложности. Какой-то можно сделать за три дня, но ажурный рисунок с мелкими деталями потребует много времени для сборки. В целом в месяц мы выполняем до 10 заказов.
Однако, каждые пять лет приходят новые веяния моды в интерьере. Если раньше в тренде были темные двери, шоколадного, темно-коричневого цвета, то сейчас предпочтительны белые и серые оттенки и стиль хай-тек. Мы подстраиваемся под такой дизайн помещений.
Многие дизайнеры почему-то боятся использовать витраж в стиле хай-тек, хотя при правильном его применении получится прекрасное сочетание этих двух стилей.
Расширять штат нет смысла. Вначале мы работали вдвоем, затем моя коллега уехала. Сейчас в штате всего четыре человека. Я не вижу смысла в его расширении, так как каждый наш проект индивидуален и нет необходимости ставить все на поток.
Я, как дизайнер и архитектор, должна учитывать все нюансы заказа, находить особый подход к клиенту, поэтому не могу доверить свои проекты другому человеку.
В нашей команде некоторые сотрудники имеют художественное образование, но есть работники и без профессиональной подготовки. Как и на любом предприятии, новый персонал проходит стажировку.
После обучения его смотрим, как они вливаются в коллектив, взаимодействуют с ним и проявляют себя.
Фото: «Витражная мастерская Ирины Ефремовой»
Нюансы бизнеса
На прибыль мы вышли в первый же год работы. К сожалению, существуют фирмы-однодневки, которые думают, что без образования можно сделать витраж по роликам из YouTube. Это приводит к появлению некачественного продукта и негодованиям клиентов в адрес таких мастеров.
Они часто приходят к нам с витражами, сделанными непрофессионалами своего дела и спрашивают: «Вы можете с этим что-нибудь сделать?». И таких работ немало — их нереально исправить.
Маржинальность такого бизнеса — примерно 20%. Но я знаю многих художников, у которых нет четких бизнес-планов.
Творческий человек не может сказать, что он стабильно пишет десять картин в месяц, потому что есть такие неизбежные обстоятельства, как усталость, болезнь, истощение энергии.
Создание витража — достаточно сложный и дорогостоящий процесс. Ввиду высокой себестоимости исходных материалов фьюзинг по цене выходит в два раза больше, чем пленочный витраж, потому что стекло изначально стоит дороже, плюс технологически более затратно — расходы на электричество, материалы для печи и так далее.
Периодически экспериментируем, если клиент дает задание повышенной сложности, а мы должны все это технически продумать. В такой проект иногда закладывается одна цена, а в процессе есть вероятность, что технологически это выходит в два раза дороже.
В таких случаях мы не меняем цену, ведь это не вина клиента. Это наши эксперименты, которые оправдают себя в будущем.
Фото: «Витражная мастерская Ирины Ефремовой»
Что не так с рынком витражей
Раньше цветным стеклом занимались «Совпластитал» и Texnoinvest. Думаю, сейчас в Ташкенте есть три-четыре компании, которые давно занимаются витражами, но в целом с этим рынком у нас беда.
В результате появления непостоянных фирм и «чудо"-мастеров на «Урикзоре» в последние два года ситуация изменилась в худшую сторону — клиентам показывают хорошие образцы, а работу делают безобразно.
Некоторые мастера еще утверждают, что являются моими учениками, но я всегда отвечаю только за свою работу. Каждый проект я контролирую лично, и все клиенты знают меня. С таким подходом наша немногочисленная команда и вышла в прибыль.
Витраж — элемент роскоши, а не продукт первой необходимости. Он должен приносить радость и служить минимум десять лет. Я бы не советовала экономить средства на таких вещах. Лучше обратиться к проверенным фирмам, просмотреть их работы.
Когда люди идут к профессиональным дизайнерам или грамотным витражистам, они уверены в конечном результате. Клиенту не придется переплачивать за переделывание заказа, ведь получивший образование мастер своего дела дает гарантию за работу.
Сложности локдауна. В пандемию мы, как и все, испытывали трудности с доставкой материалов в Ташкент. В прошлом году из-за запрета передвижения на личном транспорте, мы два месяца сидели дома.
Клиенты правильно поняли сложившуюся ситуацию, вошли в наше положение, а потом мы просто продолжили сотрудничать с ними при соблюдении всех санитарных норм.
Планы. Я планирую осваивать инновационные техники. В этом бизнесе нужно постоянно пробовать новое, тратить время и деньги на обучение, а если не развиваться, то этот бизнес можно спокойно закрывать.
Многие сейчас просят, чтобы мы проводили мастер-классы, что я планирую делать в будущем. Пока не готова к этому, хотя отлично понимаю, что на это есть спрос.