Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.

Как запустить бизнес по прокату автомобилей с нуля, сколько понадобится инвестиций на старте, и с какими проблемами придется столкнуться — Spot разбирается вместе с Шухратом Махмудовым, руководителем IN RENT.


Как пришла идея

IN RENT является дочерней компанией InfinLEASING, в которой мы активно работаем на рынке лизинга автомобилей. В процессе работы нам стало ясно, что у клиентов есть потребность и в оперативной аренде, то есть в прокате.

Кроме того, в 2018 году в Узбекистане прокатным компаниям разрешили краткосрочную аренду автомобилей на основе простого письменного договора (без оформления у нотариуса и регистрации в органах). Это послужило еще одним толчком для запуска компании.

Всего за три года IN RENT вырос и вышел в регионы — открыл филиалы в Самарканде и Фергане.

Следует учесть, что, начиная такой бизнес, нужно быть готовым ко всему — факторов риска может оказаться достаточно много. К примеру, некоторые клиенты могут снимать с машин хорошие запчасти, устанавливая взамен дешевые.

Ещё идет постоянная работа и споры со страховыми компаниями. Ведь они неохотно работают с представителями нашей сферы — не хотят подвергать себя высокому риску.

В парке компании в той или иной степени страдают около двух-трех автомобилей ежемесячно. В основном это мелкие ущербы как повреждения бампера, крыла или лобового стекла. Бывают ущербы и посерьёзнее.

Чтобы защититься максимум от рисков, мы покупаем страховку намного дороже обыкновенного КАСКО.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Кроме того, если предприниматель хочет запустить такое дело, он должен быть готовым выделить солидную сумму на налоги. Например, за 2021 год наша компания уже потратила на это около 500 млн сумов, в том числе НДС.

С чего стоит начать

В первую очередь нужно определиться в каком статусе будет работать ваша компания. Мы, например, зарегистрированы как ООО.

Чтобы запустить такой бизнес потребуется от 1 млрд сумов. Это зарплата сотрудников, аренда помещения и самое капиталоемкое — закуп автомобилей, хотя бы 10 единиц. Одна машина бюджетного класса стоит около 75 млн сумов.

Машины мы покупаем сами, в лизинг или кредит. Также есть автомобили, которые берем в аренду и сдаем их в субаренду. Мы имеем с этого небольшую маржу. Такие машины составляют около 10% парка.

В целом минимальные стартовые затраты выглядят примерно так:

Объект
Сумма (в сумах)
Аренда
5 500 000 (в мес.)
Автомобили
от 750 000 000
Зарплата
10 000 000 (в мес.)
Продвижение
10 000 000 (в мес.)
Прочие
10 000 000 (в мес.)

Локация и ее роль в продажах

Локация в этом бизнесе играет очень важную роль. Выбор помещения под своё дело — одно из самых ответственных решений для предпринимателя. Удачное местоположение офиса существенно влияет на успех бизнеса.

Улица Чехова (ныне Фидокор) оказалась неплохим местом, так как это центр города с большим потоком людей, которые являются нашей целевой аудиторией. Многие прокатчики также работают при отелях, в местах с хорошей проходимостью и аэропортах. Во втором случае размещение обойдется дорого.

Аренда офиса в хорошем месте в среднем составляет 5,5 млн сумов в месяц, цена может доходить и до 10 млн. Если у владельца проекта нет возможности снимать офис, то можно арендовать столик в холле отеля, оплатив 1−1,5 млн сумов.

Главное в этом вопросе: трафик клиентов и возможность безопасно парковать свои автомобили. Наши машины в основном хранятся в подземном сухом паркинге рядом с офисом. Иногда выставляем автомобили «на витрину», то есть у дороги.

Да, это привлекает внимание людей, но машины подвергается внешним воздействиям, например, могут упасть ветки от деревьев.

Продвижение. Сегодня на продвижение уходит порядка 15−20 млн сумов в месяц. Мы изначально вкладывались в рекламу, ведь в этом бизнесе очень важно вести диджитал-маркетинг. Также мы арендуем несколько билбордов в Ташкенте и Фергане.

Наша ниша довольно специфичная, не все ищут этот продукт. Помимо всего мы стараемся делать сервис «вкусным» и это дает свои плоды — сарафанное радио доходит до нашей аудитории. Страницы в Facebook и Instagram также служат визитной карточкой.

Еще мы участвуем в различных социальных мероприятиях.

Samarkand Half Marathon 2019. Компания была техническим партнером мероприятия. Фото: IN RENT

Динамика бизнеса и простои

Первый год был убыточный, чистой прибыли мы не получили. Издержки на зарплату, аренду и рекламу не покрывались тем парком, которым мы владели на тот момент. Плюс ко всему в любом бизнесе есть простои, и мы не исключение.

Январь и февраль считаются простойными месяцами, погода играет негативную роль. Пандемия тоже оказала отрицательное воздействие, особенно во время первого карантина, когда движение транспорта было ограничено.

Первое время в нашем парке было 8 машин, сегодня их количество превысило 50. Закуп автомобилей бывает два раза в год, старые — продаются.

Сейчас в нашем парке около 10 машин покрывают вышесказанные издержки, а остальное идет на погашение задолженностей перед кредиторами и прибыль. Парк приносит в среднем 250−300 млн сумов выручки в месяц.

Доходность этого бизнеса, как и других видов, зависит оттого, насколько ты закредитован. Если предприниматель за свой счет купил хотя бы половину своего парка, то у него будет хороший доход.

Если 80% парка — это машины в кредит или лизинг, как это бывает у многих начинающих прокатных компаний, то парк в первый год будет работать почти в ноль, выручка будет покрывать долги и затраты. Затем, при правильной стратегии, ситуация будет улучшаться и компания начнёт получать прибыль.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Условия и сумма аренды

Самый дешевый автомобиль в парке IN RENT это Spark 2019 года — он стоит 200 тыс. сумов в сутки, включая страховку КАСКО. Наиболее дорогая машина в компании это Škoda Kodiaq 2021 года — стоимость аренды в сутки 1,3 млн сумов.

Дополнительной тратой для водителя может быть только заполнение бака. Все другие расходы, как техобслуживание, содержание машин в технически исправном состоянии ложатся на нас.

Для приобретения автомобиля необходимо внести депозит, который покроет риски найма и пойдет на оплату возможных штрафов. Такой депозит начинается от 2 млн сумов и растет в зависимости от модели авто.

Минимальный шаблон, устанавливаемый прокатными компаниями — это возраст и стаж вождения. Предпочитаемые возрастные ограничения — 24+, а стаж вождения — 4 года. Также мы обязательно просматриваем историю арендатора, что помогает нам отсеять легкомысленных водителей.

Лимит суточного пробега — 300 км. Наш километраж рассчитан на то, чтобы, например, туристы в течение дня могли доехать до Самарканда и так же приехать обратно. Буквально за два-три дня можно уложиться в тариф. Это одна из наших «фишек».

Вообще, в этом бизнесе нужно обязательно иметь свое уникальное торговое предложение, потому что конкуренция растет и без фишки будет сложно.

Если машина не возвращается к договоренному времени, и клиент не выходит на связь, то мы ждем полдня. В любом случае, благодаря постоянному мониторингу мы видим, где находится машина, и обычно в течение дня выезжаем к ней.

70% наших клиентов представлено местным населением, остальные 30% — иностранцы. Доля последних неуклонно растёт.

В основном, клиенты находят нас в интернете («Яндекс», Google, соцсети). Также иностранцам рекомендуют отели и партнёры, поддерживающие сотрудничество с нашей компанией. Мы всегда открыты к любому виду сотрудничества.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Конкуренция

Конкуренция в этой отрасли увеличивается. С другими автопрокатчиками мы считаем себя друзьями. В Telegram-группе мы обсуждаем общие проблемы, кейсы, нововведения в законодательстве и новости.

Также в группу обязательно скидываем информацию о клиентах, которые вызвали недоверие какой-либо нашей прокатной компании, и рекомендуем другим быть осторожнее с ними. Все коллеги в этой сфере сталкиваются с теми же рисками, которые возникают и у нас.

Примерно один раз в месяц нас приглашают в правоохранительные органы. Клиенты могут совершить правонарушения не только на дорожном, но и на гражданском уровне.

Хороший персонал — секрет успеха

В прокатной компании сотрудники должны быть единой и дружной командой, где присутствует понимание и взаимозаменяемость. Бухгалтера можно нанять на условиях аутсорс. Правильно построенный коллектив — один из секретов успеха.

Сейчас у нас 10 сотрудников, включая менеджеров в регионах. Объем работы растет, и ребята уже максимально загружены. В проблемных ситуациях они действуют по шаблону, который выстроился у нас со временем.

Если, например, проблема в неисправности машины легко устранима, то работники сами выезжают на место. В противном случае мы просим арендатора найти ближайший автосервис и связать нас с мастером.

В том случае если вопрос с авто не решается, то мы заменяем его, так как интересы заказчика в приоритете для нас. Клиент всегда должен сидеть за рулем исправной машины.

Планы. Планируем открыть еще три филиала — в Карши, Намангане и Бухаре.