В последнее время на рынок Узбекистана выходит все больше компаний Украины. В их числе — онлайн-ритейлер Rozetka, алкогольный холдинг Global Spirits, который в ноябре объявил о запуске винно-коньячного и водочного производства в Самарканде, а также фармкомпания «Лекхим», которая планирует построить завод под Ташкентом стоимостью $40 млн.
Руководители компаний рассказали Forbes Ukraine об особенностях ведения бизнеса в Узбекистане. Spot приводит выдержки из статьи.
Чем привлекателен Узбекистан
По мнению основателя Rozetka Владислава Чечеткина, страна находится на пороге большого бума:
«Мы поговорили с местными партнерами, встретились с послом. То, что я увидел, было даже не сюрпризом, а приятным шоком», — отметил он.
Чечеткин также добавил, что с приходом нового президента власти провозгласили Rule of Law, принципиальной позицией правительства стало содействие бизнесу.
Узбекистан интересен богатой ресурсной базой, недорогой и растущей рабочей силой и доступом в соседние страны Центральной Азии, полагает посол Украины в Узбекистане Николай Дорошенко.
Важная особенность — узбекские бизнесмены ценят личный контакт: онлайн-переговоры и переписка возможны, но только как дополнительные атрибуты, говорит посол.
«На переговорах вы никогда не услышите категорическое „нет“, однако существует более 50 оттенков узбекского „хоп“, — рассказывает Дорошенко. — Чтобы всех их понять, потребуется время».
Особенности рынка
Несмотря на реформы, многие сферы экономики остаются зарегулированными. Есть проблемы с защитой интеллектуальных прав и инструментами проверки деловой репутации узбекских компаний. «Поставку товаров лучше делать после предоплаты», — предупреждает Дорошенко.
Из непривычного украинцам — торговаться приходится даже в банках. Фиксированных ставок нет, и ценник для иностранцев, как правило, завышен, но всегда можно договориться о скидке, поясняет Ярослав Пишак, глава представительства «Юрия Фарм», работающего в стране 15 лет.
По словам собеседников издания, налоговая нагрузка в Узбекистане ниже, чем в Украине. Страна может стать налоговой гаванью, как Кипр, считает Пишак, но есть и фактор непредсказуемости.
«Здесь за один день могут измениться правила», — поясняет он, приводя в пример переквалификацию безрецептурного препарата в наркотическое средство, из-за чего компании пришлось оплатить его утилизацию.
Защита локального производителя — в приоритете. Местные умельцы, копирующие украинскую продукцию, оказываются под защитой властей, сокрушается Пишак. В стремлении собрать побольше инвестиций приезжим предпринимателям четко дают понять: «локализуйся, или умри».
«Главное, держать руку на пульсе. Не отказываться от приглашений узбеков на утренний плов, где можно узнать инсайты и провести переговоры. В этой стране можно расти на 30−45% в год — конкуренция для инновационных бизнесов практически нулевая», — говорит основатель «Юрия Фарм».
Ранее Spot писал о планах Rozetka в Узбекистане.