Как запускалась Cyber Arena
Всю свою сознательную жизнь я занимался бизнесом и, помимо этого, инвестировал в разные направления, такие как общепит, производство полуфабрикатов и стройматериалов, и получал пассивный доход.
Считаю, что нельзя «класть все яйца в одну корзину» — человек должен быть разносторонне развит. Карантин 2020 года подтвердил истинность этого выражения.
Сегодня Cyber Arena — один из моих любимых проектов. Это очень амбициозное начинание, в котором я вижу будущее, и одно из серьезных направлений, которому я бы хотел посвятить свое основное время.
Мы с партнерами часто делимся опытом ведения бизнеса. Увлекательный рассказ о киберспорте владельца небольшого игрового клуба, в котором насчитывалось 40 компьютеров, заставил меня пересмотреть свои приоритеты.
Хотя я считаю себя игроком-любителем, все же решил подойти к киберспорту именно как к бизнес-проекту. Мы объединились и решили расшириться.
Спустя несколько дней нашли подходящее помещение в центре города (недалеко от станции метро «Хамид Алимджан»), после стали искать инвестиции. Как только к нам присоединился еще один из наших инвесторов-партнеров, мы вплотную занялись этим проектом.
В декабре 2019 года составили расширенный план, а спустя месяц начали ремонт. Уже в феврале ощутили продвижение вперед, но тут грянул карантин, который сбил нам все сроки: возникли проблемы с поставкой стройматериалов, периферийных устройств, поставляемых с Китая.
Запланированный в июне запуск пришлось отложить из-за карантинных ограничений. Все интернет и киберспортивные клубы приравнивались к салоном красоты и заведениям, которым вообще нельзя было обслуживать клиентов в этот период.
В сентябре после легких послаблений нам разрешили работать только с 9:00 до 19:00, и мы приняли решение запускаться несмотря ни на что.
Мы получили колоссальную поддержку от государства. В рамках проходившего в ноябре прошлого года Фестиваля молодежи одна неделя мероприятия была посвящена технологиям, где киберспортивные игры заняли достойное место.
Эти соревнования с большим призовым фондом проводились на территории Cyber Arena и получили широкое освещение на государственных телеканалах. На тот момент аналогов нашей площадке не существовало.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Аренда помещения. Арендодатели The Tower MM Group первые несколько месяцев работы предоставили нам скидку, мы были им очень благодарны за это.
Одной из непростых задач на тот период оказалось набирать обороты в бизнесе и привлекать гостей. Несмотря на то, что Cyber Arena соответствовала всем карантинным нормам, родители боялись отпускать детей в клубы.
Первые несколько месяцев были очень тяжелыми финансово, потому что надо признать — сфера все-таки вечерняя. Основный поток посетителей идет к нам после учебы или работы.
А в дневное время больше приходят школьники, но у них маленький средний чек, они не пьют напитки, не заказывают еду. Поэтому было важно обслуживать клиентов после 7−8 вечера для получения основного дохода.
Маркетинг
На старте нас сильно поддержали ребята из рекламного агентства WeDigital, с которым мы сотрудничали. Они пошли нам навстречу, и мы были удивлены, как они загорелись нашим проектом. Думаем, что и для их портфеля это тоже оказался интересным кейсом.
Три-четыре месяца мы анализировали рынок, решали как запускать рекламу — будут ли это баннеры, странички Instagram или LED-экраны.
В итоге пришли к тому, что начнем с двух скромных баннеров возле самой Cyber Arena, то есть подошли к этому вопросу очень локально. А потом уже сделали основной упор на Instagram.
Самый большой эффект мы получили, развивая Telegram-канал и страничку в Instagram. В период карантина мы уже выставляли публикации о том, что собираемся открываться. Наша команда сделала очень крутую презентацию, мы пригласили блогеров, игроков, партнеров и коллег.
Также огромное впечатление на игроков произвели видео тиктокеров, снятых у нас во время развлекательных игр. Молодежь стала интересоваться месторасположением этого клуба и удивлялась тому, что такое место есть в Ташкенте.
Это радовало нас, но с другой стороны, я понимал, что мы еще не до всех донесли достаточную информацию о нашем заведении.
Один из очень эффективных маркетинговых инструментов — это турниры. У нас проходили соревнования с денежными призовыми фондами до пяти миллионов сумов. Конечно, это не самые больше деньги, но по факту, команды тренируются, понимают, чего они достойны, знают, что их усилия будут вознаграждены.
В целом, для нас большая победа, когда гость снова заходит в наш клуб, и очень важно его удержать. Поэтому у нас нет права на ошибки.
Изначально понимали, что нам нужны будут партнеры. Мы начали обращаться к потенциальным спонсорам и презентовали наш проект компании Click.
В результате доверительных отношений Click стал нашим партнером и генеральным спонсором. Вместе мы провели уже несколько чемпионатов и продолжаем успешно сотрудничать.
Подписание соглашения между Cyber Arena и Click. Фото: Cyber Arena
Не так давно мы начали совместную деятельность с компанией KFC. Несмотря на то, что на территории Cyber Arena есть свое кафе, мы понимаем, что KFC довольно известный бренд, уже пару лет находящийся на нашем рынке.
Сообща мы запустили несколько акций, пришли к общему знаменателю и продолжаем работу. Также недавно подписали контракт с новым спонсором, чипсами Cheers.
Наши посетители — это совершенно разные люди и разные компании, которые приходят играть по одиночке или командами. Есть гости, которым под 50 лет, есть и те, кому 11.
Кстати, нас сейчас часто выбирают для проведения дней рождений. Мы назначаем ответственного человека, который организовывает и координирует мероприятие.
Сегодня наша аудитория по охвату в диджитал пространстве составляет 150 тыс. человек. В месяц Cyber Arena посещают минимум 10 тыс. человек, а минимальный чек составляет 12 тыс. сумов за час игры.
Проблемы киберспорта в Узбекистане
Понятие «Интернет кафе» уже давно устарело и сильно отличается от современного киберспортивного клуба, оснащенного современными и мощными компьютерами, удобными креслами, специальными наушниками.
Это место, где киберспортсмен может потренироваться и улучшить свои навыки. За год мы подняли планку и видим, что сейчас открывается очень много, аналогичных нашему, клубов.
Сегодня киберспорт в Узбекистане развивается медленно, хотя и имеет большой спрос. Большую часть страны составляет молодежь и, конечно же, ей интересна эта сфера.
Мы, в свою очередь, популяризируем киберспорт в стране. За год работы нами проведены 17 турниров с общим призовым фондом более 200 млн сумов. Это относительно небольшие цифры, но благодаря данному вкладу у киберспорта в стране начали проявляться определенные очертания.
Сейчас многие родители верят в то, что это будущее, понимают, что если у ребенка есть талант — в этой сфере можно хорошо развиться.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Есть некоторые нюансы. Игроки из Узбекистана не могут соревноваться с международными командами из-за медленной скорости интернета, и нашим главным пожеланием было бы ее улучшение.
Сейчас мы установили два разных провайдера. Оба работают, но один бэкапит другого, подстраховывает, так как невозможно пользоваться услугами только одного сервера.
Как только местный интернет выйдет на тот уровень, который соответствует мировым стандартам, то я думаю, что наши ребята будут не раз появляться на табло больших международных турниров с многомиллионными выигрышами.
Но самая большая наша проблема — это подача электроэнергии. Любое отключение электроэнергии в нашем клубе влечет за собой огромные потери, как репутационные, так и финансовые.
Перебои электричества могут длиться три-четыре часа. Сейчас, с приходом холодов, это происходит всё чаще. Такие ситуации являются безвыходными, люди просто встают и уходят, нам даже не удается завершить их игровое время.
У нас пока нет возможности поставить себе дизельный генератор на 700 кв. м. и 112 машин, который будет страховать систему на случаи перебоев.
К тому же мы не сможем получить разрешение на установку такого генератора, так как рядом находится школа и жилые дома. Сейчас в наших планах провести дополнительную линию электропередачи.
Трудности начала бизнеса
Сейчас самая большая трудность — это вопрос аренды. По моему мнению, арендные ставки в Узбекистане не соответствуют рынку, они очень сильно завышены.
Если молодой предприниматель в своем бизнес-плане пропишет цифры так, что арендные ставки будут соответствовать реальности, то этим бизнесом стоит заниматься.
Нужно также учитывать, что в этом бизнесе есть несезон — это лето и весна, когда открываются парки, люди уезжают загород или заграницу. Вы должны понимать, что летом ваша касса упадет. Наличие подушки безопасности позволит оплатить зарплату сотрудникам и коммунальные услуги.
И стоит отметить, что в этой сфере очень важно не играть в ценовую войну и не демпинговать, так это приведет к уничтожению не только конкурентов, но и своего бизнеса, своей кассы, а также к увеличению сроков окупаемости.
Конкурент также начнет занижать цены и в итоге упадут заработки, что не соответствует этическим нормам бизнеса.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
ROI в Узбекистане искажен. Чтобы запустить такой бизнес потребуется от $300 тыс. Если вы скажете инвестору, что сможете вернуть вложенные средства за пять лет, он даже не станет с вами иметь дело: для многих это слишком большой срок.
Такое понимание играет против предпринимателя и противоречит интересам инвестора. Нужно четко осознавать, что стоит всегда брать самый наихудший сценарий.
Я бы сказал, что пока наш бизнес высокорентабельный, поэтому если не будет больше таких непредвиденных событий, как карантин или длительные перерывы в электроснабжении, то думаю, что мы сможем окупить наш бизнес за 3−3,5 года.
Это очень хороший прогноз, тем более для такой новой сферы, как наша.
Проекты и планы по развитию
В этом году мы открыли один филиал с 48 машинами, в следующем году планируем еще два. Также запустили профессиональную стриминговую студию, откуда записываем видео для нашего YouTube-канала HubUzTV. В студии снимаем стримы, обзоры, обсуждения команд и чемпионатов.
Для организации турниров и соревнований нами была создана лига Cyber Arena League. Еще предполагается развитие проекта «Киберспортивная академия», где молодые ребята будут обучаться вести свой бизнес и работать в этой сфере.
В этом направлении у нас уже выделены определенные дисциплины. Теоретические знания молодые люди будут получать в одном из институтов или школ, а практику проходить уже у нас в Cyber Arena.
Франшиза. Мы с удовольствием продаем нашу франшизу и помогаем запуститься. Но следует понимать, что франшиза должна быть хотя бы на 50 компьютеров. Она должна соответствовать соответствующим нормам и требованиям.
Условия франшизы оговариваются отдельно. Расходы рассчитываются исходя из вашего бюджета и ситуации. Например, техника сейчас очень быстро дорожает и цены на периферию невозможно зафиксировать.
Если у вас нет техники, но есть площадь, есть понимание, наработки по месту, то к франшизе можно идти с бюджетом около $100 тыc., включая расход на ремонт и технику. На эту сумму можно запустить небольшой клуб с хорошими компьютерами.
Но в любом случае, благоприятный исход будет зависеть от многих условий, например, от географии, от аренды и ваших амбиций.