До недавнего времени в банковском секторе конкуренция была между традиционными и цифровыми банками. Теперь ситуация изменилась. Сейчас новым серьезным конкурентом банков стали супераппы.
Развитию банковского сектора посвящена колонка Кирилла Бычкова на vc.ru. Spot приводит основные выдержки из статьи.
Граница между традиционными банками с необанками (то же, что и онлайн или цифровой банк — прим. Spot) становится все более эфемерной.
С одной стороны, в попытке следовать трендам традиционные банки постепенно перестраиваются на цифровые рельсы. С другой — сами необанки с момента появления не сильно продвинулись в развитии и не придумали принципиально новых решений — по сути, они оказывают те же услуги, что и конкуренты. Да, они сделали свои продукты чуть удобнее, доступнее и понятнее, но их решения ненамного опережают предложение классических банков.
Услуги, которые предлагают банки — и традиционные, и цифровые — перестали отвечать потребностям рынка. Чтобы отвоевать значительную долю индустрии, нужно изменить саму суть продукта и подход к финансам — и будущее будет за тем, у кого получится это сделать.
Взлет супераппов
В условиях стагнации банковского рынка новым конкурентом существующих игроков стали цифровые экосистемы.
В отличие от банковских продуктов, их ценность для клиентов связана не столько с самими деньгами, сколько со способами их использования. Вместо множества разрозненных сервисов пользователь получает единый инструмент, с помощью которого можно сделать покупки в онлайн-магазине, подключить роуминг, оплатить налог и вызвать такси.
Объединяя решения всех этих задач в один суперапп, компания занимает все большую долю в голове клиента, соответственно, и в его кошельке. Именно по такому пути развиваются китайские гиганты — например, Tencent (владеет WeChat, WeChat Pay, соцсетью Qzone и др), который постоянно находит новые «боли» потребителей и превращает их в точки роста.
Еще одно преимущество финтех-проекта, выросшего в суперапп, перед моносервисами — наличие большого массива данных об аудитории. Такие данные содержат в себе информацию о ее составе, потребностях и проблемах — а это позволяет запустить продукт, который будет максимально отвечать запросам клиентов, а значит, и пользоваться высоким спросом.
От востока на запад
Экосистем, объединенных с моделью супераппа, в мире пока не так много. В основном это азиатские проекты: Jio в Индии, Rakuten в Японии, Kaspi в Казахстане и, конечно, китайские гиганты Alibaba и Tencent.
Азия не случайно стала родиной супераппов: цифровая экосистема — крайне удачная модель для закрытого рынка, где нет равных возможностей для игроков.
Регуляторам выгодно держать большие объемы пользовательских данных в одном месте, поэтому супераппам предоставляются большие финансовые возможности и законодательная защита — а в обмен государство пользуется информацией об их клиентах.
Так, в Китае сведения о транзакциях, совершенных с помощью Alipay и WeChat, передаются в систему социального рейтинга граждан.
Западный же рынок намного более конкурентен, поэтому там достаточно сложно занять более 5% практически в любом сегменте. Более того, западные пользователи весьма консервативны и не готовы к быстрой смене привычных разрозненных продуктов на единые платформы — именно поэтому в Европе и США получили популярность только супераппы с ограниченным набором функций. В первую очередь это Uber, который объединяет сервисы такси и доставки.
В России экосистемы развиваются достаточно давно: самые крупные — это «Яндекс», «Сбер» и «Тинькофф». Но в полноценные супераппы они пока не превратились.
Яндекс сделал попытку создать свой аналог Uber под названием Яндекс.Go, но большинство сервисов корпорации все еще функционируют как отдельные продукты: например, платежный инструмент ЮMoney, агрегатор «Яндекс.Недвижимость», маркетплейс «Яндекс.Маркет» и другие.
Не только банки
В России «донорами» для экосистем чаще всего становятся банки или IT-корпорации. Но в теории шансы вырасти в суперапп есть у всех больших сервисов.
Они есть у Facebook, Uber, Amazon. Это организации, которых объединяет наличие большой клиентской базы, частого контакта с пользователем и огромного массива клиентских данных — трех столпов, на которых строится любая экосистема.
Поэтому попытки запустить свои супераппы принимают не только финансовые и IT-гиганты. Так, экосистемное направление развивают многие операторы связи: в России это «Мегафон» и МТС, во Франции — Orange Telecom, в Турции — TurkCell, в США — T-mobile. У всех этих компаний есть собственные платежные карты, многие включают в себя развлекательные продукты, сервисы телемедицины и фитнес-приложения.
У таких компаний, которые изначально даже не имели отношения к финтех-рынку, есть все шансы стать новыми конкурентами для банков — как традиционных, так и цифровых.
Более того: на рынок могут выйти и новые игроки. Так, в 2020 году на рынке Узбекистана появился пятый мобильный оператор Humans, который объединил телеком-услуги с финансовым сервисом и витриной онлайн-платежей.
Компания стала первой в стране, кто предложил клиентам конструктор тарифных планов и запустил кэшбек на госуслуги — и такая модель оказалась востребованной: за первые полгода, несмотря на разгар пандемии, проект привлек миллион активных клиентов (в интервью Spot руководитель Humans Владимир Добрынин говорил о 700 тыс. активных пользователей).
Экосистемы и нишевые сервисы
Чтобы выдержать конкуренцию с новыми игроками, запускающими свои платежные инструменты — как экосистемами, так и финтех-проектами — банкам придется развивать новые цифровые сервисы.
Однако это не значит, что нишевым игрокам не останется места на рынке. Разрастаясь, суперапп становится неповоротливым, и это делает его слабым в нишах.
Сфокусированные на конкретной проблеме сервисы могут то, что не под силу большой экосистеме. Если привести аналогию, никто не пойдет покупать массажный стол в IKEA или одежду для гольфа — в магазин Adidas: для этого есть свои специализированные продавцы.
А супераппам, в свою очередь, придется искать пути сотрудничества с такими проектами, чтобы интегрировать их возможности в свои системы.