С начала года в налоговое законодательство внесен ряд изменений. Например, с 1 января 2022 года предприниматели в обязательном порядке должны регистрировать договоры аренды недвижимости или её безвозмездного использования в системе E-ijara.

Также введена финансовая санкция за нарушение порядка применения идентификационного кода продукции и услуг (ИКПУ), снижена ставка налога на имущество для юридических лиц и объектов незавершенного в нормативный срок строительства и многое другое.

Данные нововведения привели к вопросам у предпринимателей и бухгалтеров. Многие из них пожаловались на рост налоговой нагрузки, недоработку систем и устаревшие критерии работы.

Во время пресс-конференции в понедельник, 17 января, председатель Государственного налогового комитета Шерзод Кудбиев ответил на основные вопросы представителей СМИ.


Коэффициент разрыва НДС

Налоговый разрыв — это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены налогоплательщиком, и фактически уплаченной суммой.

Получается, что разрыв — несоответствие сведений. Так, в налоговой отчетности отражаются суммы НДС, которые подлежат зачету на основании полученных электронных счет-фактур (ЭСФ).

Это происходит в связи с тем, что в цепи НДС есть поставщики-контрагенты, которые не уплатили НДС в бюджет, не отразили эти операции в ЭСФ, либо не представили налоговым органам отчетность.

Здесь учитывается неуплата НДС в бюджет всех звеньев цепи поставок.


Фото: «Газета.uz»

То есть получается, что данные об одной и той же операции в отчетах по НДС у двух налогоплательщиков и партнеров по бизнесу не соответствуют.

Поэтому уже сегодня в ЭСФ под реквизитами контрагентов указывается коэффициент разрыва. В зависимости от величины разрыва меняется и цвет. Например, высокий коэффициент отображается красным цветом:

  • от 0,00 до 0,20 — зеленая полоска;
  • от 0,21 до 0,40 — оранжевая;
  • от 0,41 до 0,60 — светло-красная;
  • от 0,61 до 1,0 — темно-красная.

Это помогает понять, насколько велик риск работы с данным контрагентом.

«Теперь мы показываем, что перед тем, как с определенным контрагентом вступать в какую-либо сделку надо иметь в виду, что его цепочка НДС идет с обрывами. То есть он или его контрагенты не уплатили полностью тот НДС, который показывает счет-фактура», — заявил Шерзод Кудбиев

ГНК добавил, что НДС будет возвращаться в случае, если сумма налогового разрыва ниже, чем заявка на возврат НДС.

При этом сегодня никаких мер реагирования на это не применяется. Работа с недобросовестными контрагентами, имеющими налоговый разрыв, будет учитываться при камеральной проверке, сообщили на встречи.

Ранее Spot писал о том, как не попасть в группу высокого риска по НДС


E-aktiv и E-ijara

E-aktiv — автоматизированная информационная система учета основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ресурсов, а также система онлайн-учёта и отслеживания поступлений и остатка товаров.

Простыми словами E-aktiv — виртуальный склад.

Согласно постановлению Кабинета Министров, с 1 января 2022 года плательщики НДС и юридические лица, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%, должны отражать все операции в E-aktiv.


«Эта система в первую очередь направлена не на производителей товаров, а на предотвращение мнимых бестоварных операций. Мы хотим видеть, что и в каком количестве находится на складе и куда после уходит», — отметил Шерзод Кудбиев.

При этом до 1 июля 2022 года за невнесение в систему данных никакие штрафные санкции применяться не будут.

Глава ГНК добавил, что если доверие предпринимателей не оправдается, то скорее всего, срок может продлиться.

«Например, фасоль может произвести только фермерское хозяйство, у которого есть в наличии земельный участок. Если субъект предпринимательства продает фасоль при том, что в приходе ее нет, то мы должны на это оперативно среагировать и не дать запуститься цепочке продаж», — говорит Кудбиев.

E-ijara — система учета арендных отношений. Если не указывать в ней данных, то налоговый комитет будет считать, что арендных отношений в целях налогообложения нет и объекта не существует.

Основная цель создания Е-activ, Е-ijara — вывод бизнеса из тени, ликвидация организаций, занимающихся «обналом», обворовывающих госбюджет и ухудшающих конкурентные условия для законопослушных налогоплательщиков. Это условия, созданные для прозрачности товарных и финансовых потоков.

Обе системы функционируют в штатном режиме. Для обратной связи по возникшим вопросам можно связаться по номеру круглосуточного call-центра 1198.

Также есть возможность отправить вопрос в telegram-группу «Тадбиркор ва Солиқчи».

Ранее Spot писал о влиянии E-ijara на уровень налогового риска.


Проблема единиц измерения

Одна из текущих проблем в нововведениях налогового кодекса — трудность введения верной единицы измерения товара.

Новый функционал в системе дал сбой. Так, при формировании счет-фактуры есть возможность выбрать только ту единицу, что выдает программа.

Фото: пресс-служба ГНК

«Мы допустили ошибку. Жесткая привязка отменена. Сегодня все единицы измерения для всех товаров и услуг используются в том виде, в каком удобно самим предпринимателям. При этом один и тот же продукт можно продавать по-разному. Поэтому сейчас мы работаем над системой конвертации», — заявил Шерзод Кудбиев.

Сейчас на сайте tasnif.soliq.uz есть новый функционал, позволяющий формировать упаковку товара.


Сложности с идентификационным кодом

С 1 июля 2021 были внедрены 17-значные идентификационные коды товаров и услуг. Данная мера основывается на постановлении Кабинета министров по внедрению единого электронного каталога.

Сегодня предприниматели утверждают, что в системе наблюдаются разные коды для одной продукции, а также отображение товаров в несоответствующих категориях.

«Налоговые органы не справились с формированием кодов. В связи с этим мы запустили сервис tasnif.soliq.uz, с помощью которого предприниматели теперь могут сами вносить коды», — сообщил Шерзод Кудбиев.

Для модерации этого кода и регистрации его в базе ГНК понадобится примерно два дня.

По словам председателя, цель внедрения ИКПУ — создание равных возможностей для всех предпринимателей на рынке.

В персональных кабинетах на сайте представители субъектов предпринимательства могут сохранить 17-значные ИКПУ товаров и услуг.


Spot подробно писал об изменениях в налогах на имущество юридических лиц и пересмотре требований об обязательном наличии помещения у бизнеса.