Идея Pioni появилась у Лобар Алиевой, когда они с супругом занимались ремонтом и обустройством нового дома. Тогда будущая предпринимательница столкнулась с дефицитом на рынке предметов домашнего декора. Лобар решила восполнить брешь и в феврале прошлого года запустила производство декоративного текстиля, имея на руках $1 000 инвестиций.
Проект уже вышел на самоокупаемость, а в следующем году планирует выйти в прибыль. Сегодня ассортимент включает в себя подушки, наволочки, пуфы, а также столовый и кухонный текстиль.
Основательница Pioni Лобар Алиева рассказала Spot о том, как возникла идея, что понадобилось для запуска своего цеха и какие есть нюансы работы в этой сфере.
Как все начиналось
Я всегда работала по найму в сфере маркетинга. Была на разных позициях, начиная от помощника бренд-менеджера и заканчивая руководителем отдела.
Последние несколько лет развивала дистрибуцию товаров народного потребления в компании Kolberg Group, а после выхода с декретного отпуска была стратегом в креативном агентстве Locals.
О бизнесе задумывалась давно, варианты были разные, но о текстиле не было и мысли.
Примерно два года назад мы с мужем купили квартиру и решили самостоятельно заняться ее ремонтом и обустройством. Он изучал технические стороны, а я все по части дизайна.
По ходу дела поняла, что у нас многого нет, что есть на рынке России и Казахстана. Например, в выборе декоративных подушек, наволочек, скатертей и даже просто салфеток на стол.
Так в голове начали возникать мысли о бизнесе, связанном с домашним декором и товарами для организации и хранения.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
В один из дней поняла, что хочу создавать свое, несмотря на то, что с экономической точки зрения бизнес по типу «купи-продай» окупается быстрее.
Я хоть и маркетолог со стажем, но уходить в подробный анализ рынка не стала. Знала, что если погружусь, то обязательно найду пару подводных камней и опять не рискну.
Пришлось расставлять приоритеты. Еще будучи молодой мамой понимала, что за тремя зайцами не угнаться, поэтому ушла с агентства и всю себя посветила своему детищу и семье.
Что предстояло сделать
Для начала надо было изучить рынок сырья, выбрать ассортимент и решить как производить. В вопросах производства было два варианта:
- отдать всю работу на аутсорс. Здесь я понимала, что работа «на заказ» больше заточена на количество, а значит, качество в полной мере контролировать не удастся.
- открыть свой цех и нанять персонал, что, естественно, обойдется дороже.
Видно, удача была на моей стороне — у подруги было свободное помещение с нужным оборудованием.
Так, мы проработали с февраля по сентябрь. Но, к сожалению, цех находился далеко от дома, потому я решила переехать ближе к центру города.
Сейчас цех находится в моем втором доме, что отлично экономит затраты на аренду.
Открытие Pioni было запланировано на февраль 2021 году. Ближе к старту продаж я поняла, что у Pioni слишком ограниченный ассортимент.
Одних подушек и пуфов было мало. Вдобавок я не хотела, чтобы бренд ассоциировался только с какой-то определенной продукцией.
Решила разнообразить и добавила в производство и других изделий — скатерти, аромасаше, сервировочные наборы. В целом, мы успели по срокам и начали работу как и планировали в феврале.
Фото: личный архив Лобар Алиевой
Кадры. Помню, как поначалу искала портных с опытом, но методом проб и ошибок поняла, что куда важнее брать перспективных сотрудников.
За время поиска узнала, что швеи бывают разными: одни любят создавать, другие всю жизнь шьют лишь прямой строчкой.
Сегодня в цеху работают трое: одна старшая портниха и по совместительству закройщица, вторая отвечает за чистку изделий и упаковку, а третья — универсальная.
Для фонда оплаты труда ежемесячно выделяю около 35% от выручки.
О цифрах
Своих сбережений у нас тогда не было, поэтому я решила искать инвестора. Им стала моя подруга, которая и внесла первоначальные вложения — $1000.
С учетом того, что помещение и оборудование у нас было, этой суммы было вполне достаточно, чтобы закупить сырье и выплатить первую зарплату.
Продвижение. Первыми клиентами стали знакомые, на остальных вышла через таргетированную рекламу в Instagram. Тогда хватало $30−50 в месяц для продвижения страницы в социальных сетях.
Сейчас же приходится вкладывать раза в три больше.
Кстати, не так давно начала сотрудничество с сетевыми мебельными магазинами — Dafna, Ideas by dafna и несколькими другими.
Сейчас в среднем в неделю мы получаем от 5 до 15 заказов. Сложно вывести средний чек, так как кто-то может заказать пару салфеток, а кто-то большой пуф, стоимостью порядка 300 тыс. сумов.
Продукт, конечно, не сезонный, но летом проседает. Связано это с тем, что целевая аудитория в это время тратит основные сбережения на путешествия. Зимой же наоборот — спрос увеличивается.
Вместе с переездом в новую локацию мы приобрели три швейные машинки. Ценовой разбег на оборудование большой — от $300 до $800.
А, например, вышивальные машины, которых у меня пока нет, можно купить как за $2 тыс., так и за $5 тыс.
Спустя вот уже почти год заметна динамика роста — клиентов с каждым месяцем становится больше, растет количество повторных заказов.
В 95% случаев к нам обращаются женщины. Некоторые частенько высылают фотографии комнат с просьбой подобрать что-нибудь под их интерьер.
К слову, приятно удивил спрос на столовый текстиль — скатерти, салфетки. По правде говоря, я в эти товары и не верила, но сегодня они лидеры продаж.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
К сожалению, вдохновение упирается в вопрос наличия сырья. В основном я закупаюсь материалом в магазинах города, фурнитуру беру на рынке.
Сама напрямую за рубежом не закупаюсь. Для этого нужно будет брать товар в больших объемах, а значит вкладывать немалые суммы.
То, что есть в ассортименте — выжимка из моих идей и того, что можно найти на рынке для их воплощения.
Проект еще не окупился, но вышел в точку безубыточности.
По прогнозам, понадобится примерно два года. Все зависит от стратегии развития бизнеса — буду ли расширять ассортимент, открою ли офлайн-магазин.
Некоторые знакомые советуют в ближайшее время забыть о прибыли и постоянно реинвестировать.
О текстильном рынке
В нашей стране почти каждый имеет возможность что-то для себя сшить, когда например в России и Европе такое удовольствие — роскошь.
Поэтому считаю, что местный рынок пошива развит хорошо, но именно сфера, в которой работаю я, находится на стадии зарождения.
Есть много цехов, которые работают с локальными и зарубежными брендами. Спрос на эту отрасль велик, так как рабочая сила обходится дешевле.
Да и ко всему прочему наши женщины испокон веков шили себе одежду и не только.
Но с декоративным текстилем сложнее. Скорее всего, проблема в отсутствии культуры использования текстильных изделий, например, по цвету и текстуре.
Считаю, что конкурентов в сегменте товаров европейского типа по средней и выше цене у нас нет. Но при этом, я считаю, что нас выбирают не за продукт и пошив, а за сервис.
Клиенту важно, как быстро ему ответят, насколько качественно сработает доставка.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Нюансы. Часто сталкиваюсь с мнением, что залог красивого пространства — это большая квадратура, дорогой ремонт и роскошная мебель.
Но почему-то многие недооценивают роль деталей — декор, подушки, цветы, картины. Ведь все это создает уют, стиль и атмосферу.
Поэтому главная идея Pioni — показать значимость деталей в пространстве.
А еще для нас важен не только внешний вид изделий, но и их дальнейшая эксплуатация в быту.
Поэтому все ткани перед закупом лично тестирую в домашних условиях — на стирку, усадку, деформацию и прочее.
Сложности. Трудности и ошибки — неотъемлемая часть любого бизнеса. Например, в нашей сфере есть проблемы с сырьем — непостоянство поставок, ограниченность выбора.
Почти 70% всех тканей и фурнитуры — это классические и богемные для востока расцветки и принты. И потому среди них очень сложно найти то, что подходит концепции бренда.
Помню, как закупала некоторые ткани в больших объемах, потому что боялась, что потом их не найду. Это привело к замораживанию финансов.
Но свой страх тогда считаю обоснованным. Ведь я начинала буквально сразу после пандемии, когда рынок сырья был очень нестабилен как в плане ассортимента, так и цен.
К слову, я восхищаюсь предпринимателями, которые совмещают бизнес и работу в найме. Это создает финансовую стабильность.
Ведь первое время собственное дело не приносит прибыли и вы почти полностью лишаетесь доходов.
Сейчас понимаю, что если бы осталась в найме хотя бы частично, то смогла бы развивать бизнес, с точки зрения финансов, активнее.
Планы. И если сейчас занимаюсь закупом сырья самостоятельно, то в дальнейшем планирую для этого выделить отдельную рабочую единицу.
Стоять на месте — не мое. В ближайшее время собираюсь расширяться. Например, в канун нового года поступило два корпоративных заказа. Теперь я думаю начать двигаться и в этом направлении.
Если вы предприниматель и тоже готовы поделиться своим опытом с другими, пишите нам на info@spot.uz. Это бесплатно.