Мурат Бараев начинал бизнес с открытия полиграфии в 2007 году. Потом была череда проектов разной степени успешности: от IT-компании до производства пеноблоков.
В 2019 году предприниматель построил в Хорезмской области теплицу площадью, равной территории столичного Ecopark. Стоимость проекта составила $8 млн. Объемы производства позволяет ежедневно поставлять в Ташкент и другие города страны до 700 кг свежей клубники, а также каждую неделю 120 тонн томатов на рынки Узбекистана и соседних стран.
Предприниматель рассказал Spot, как запускали проект, почему 30% саженцев замерзло, как повышают интерес к клубнике при помощи обедов в столовых предприятий, и при чем тут «Узавтосаноат».
Предыдущие проекты
Мне всегда была интересна тема технологий. Закончил казахстанский вуз по IT-специальности. В 2004 году начал работать в полиграфии, сначала менеджером по продажам, затем дизайнером. В 2007 году решил открыть собственную полиграфию. Этот бизнес помог в развитии нетворкинга, я тогда познакомился со многими будущими партнерами.
Полиграфия долгое время была основным источником прибыли, которую я инвестировал в новые, очень разные сферы. Я много экспериментировал: был неудачный опыт в сфере IT, были инвестиции в производство пеноблоков, светоотражающих дорожных знаков и еще много другого.
На данный момент дорожные знаки все еще приносят прибыль. Помимо этого я занимаюсь возведением ангаров, производством дорожной сетки, еврозаборов, мебели и владею таможенным складом. Кроме того, мы строим тепличные комплексы «под ключ», реализуем необходимые для них части конструкций и систем управления.
Считается, что не существует предпринимателей-универсалов, и ведение бизнеса в разных, не связанных отраслях рано или поздно приведет к снижению качества товара или услуги.
Но, если рассматривать бизнес-процесс, как задачу, которую нужно решить, математическое уравнение, то имея навык, умение, желание можно управлять одновременно несколькими компаниями. При этом важно уметь делегировать задачи.
В новый бизнес инвестирую прибыль из текущих проектов, привлекаю инвесторов, нахожу партнеров. Могу даже взять деньги в долг под проценты, но стараюсь обращаться в банк за кредитом лишь в крайнем случае. Случаются форс-мажорные ситуации, пережить которые, по моему мнению, легче, когда у тебя нет банковских займов.
Партнерство с автопромом
Мы сотрудничали с «Узавтосаноат» в рамках одного из своих проектов: возводили для них бескаркасные ангары. В 2018 году компания предложила нам заняться возведением тепличных комплексов.
Правительство поручило «Узавтосаноат» оказывать помощь в развитии технологий и производства в регионах, создавать рабочие места. Строительство тепличного комплекса соответствовало всем задачам: это высоколиквидный бизнес, трудоемкий процесс, который обеспечивает работой сотни людей.
А у нас уже был опыт работы в данной сфере. В 2017 году, когда был бум строительства тепличных комплексов в Узбекистане, мы производили металлические конструкции для теплиц, которые строились специалистами Кореи, Турции, Израиля.
У меня была возможность приглашать зарубежных экспертов, консультироваться с агрономами. На старте предложил предоставить со своей стороны оснастки, матрицы для строительства тепличного комплекса. Партнеры решили зайти в бизнес на эту же сумму. Так, в 2018 году мы начали проект с «Узавтосаноат» на паритетных началах.
Инвестиции. Тепличный комплекс в 12,4 га (равен площади столичного Ecopark — прим. Spot) обошелся нам в $8−8,4 млн. Клубника заняла 3 га, томаты — 9, сервисная зона — 0,4.
В сервисной зоне складируется готовая продукция, имеются помещения для персонала, также там находится оборудование по дозировке воды, центр управления и автоматизации. Кроме того, 0,5 га выделены под открытый бассейн с очищенной водой и котельную.
Локация. При выборе места для будущей теплицы мы руководствовались следующими аспектами:
Необходимость создания рабочих мест в регионе;
Соответствие климата, подходящего для выбранных нами культур;
Нахождение около завода автопрома для контроля работы и оперативной помощи при необходимости, а также для содействия в процессе строительства со стороны UzAvtoSanoat.
По всем аспектам нам подошла Хорезмская область.
Масштабы производства
За сезон мы производим 1800 тонн помидоров и 180 тонн клубники.
Сейчас спрос превышает предложение. Мы продали всю клубнику, которая созрела, поэтому были вынуждены приостановить поставки в Ташкент. На данный момент ждем новый урожай.
Ежедневно мы поставляем порядка 700 кг клубники. Из них около 40% — приходится на Ташкент, а остальное распределяется по дороге — Хорезм, Бухара, Самарканд. 70% продается на базарах, рынках, остальная часть попадает на прилавки магазинов.
Стоимость нашей клубники за упаковку в 500 гр. варьируется от 40 до 60 тыс. сумов. Раньше в несезон за такую цену было невозможно купить клубнику. И ягоды нашего производства органические, они не содержат ГМО. Мы используем все допустимые удобрения и минеральные добавки.
Что касается томатов, то этот рынок высококонкурентный. По некоторым данным, в Узбекистане в общей сложности теплицами покрыто порядка 800 га земли, а парниками — 3,5 тыс. га. Из них около 80% отведено на выращивание помидоров.
Они покрывают не только внутренний рынок. Наши томаты высоко ценятся и в ближнем зарубежье.
Еженедельно отгружаем 120 тонн томатов сорта «розовый», половину этого объема отправляем на экспорт в Казахстан и Россию. На локальном рынке поставляем помидоры на оптовые овощные рынки, а также торговые сети, как «Корзинка», Magnum Uzbekistan, Tegen и др.
Окупаемость. Заложили в проект срок в шесть лет, но рассчитываем выйти на этот показатель через пять.
Экспорт. Заключили три контракта на поставку клубники: два с Россией и один с Казахстаном на общую сумму $3,2 млн. Наша клубника прошла все необходимые инстанции и мы получили заключение о том, что можем отправлять товар в РФ.
Но пандемия внесла свои коррективы и сейчас клиенты не уверены в потребительской активности в этот период, поэтому нас попросили дать им время. Практически та же ситуация и с Казахстаном.
Запуск в период пандемии
Изначально запуск теплицы планировался на сентябрь 2020 года и к этому времени заказывали саженцы клубники. Когда тепличный комплекс был готов на 70%, наступил период пандемии. У наших зарубежных консультантов не было возможности прилететь. Когда карантинные меры ослабли, они попросили страховку на случай заражения коронавирусом в размере $10 тыс. Мы выполнили их условия.
По прилету агрономы из Турции, осмотрев теплицу, сообщили, что сажать клубнику сейчас невозможно. Необходимо было проделать много работы и тестирований. В это время нам уже доставили 760 тыс. саженцев, срок жизни которых довольно короткий. Цена одного саженца составляла минимум 20 центов.
Нам пришлось искать холодильник. А найти его в сезон, особенно в Хорезме, было очень трудно. Предложил партнерам сделать холодильник самим, так мы и поступили.
В январе 2021 года, когда мы начали сажать клубнику в теплице, поняли, что 20% саженцев замерзло и вымерло, они не смогли раскрыться, так как получили шок. В итоге мы потеряли в районе 35% саженцев из-за того, что не успели запуститься в сентябре.
Теплицы — это сезонный бизнес. Нужно сажать в сентябре, а зимой получать прибыль. В июне-июле идет чистка теплицы и подготовка к рассаде, которая снова начинается в сентябре.
Чтобы выращивать продукт летом, можно сделать охлаждение, но конкурировать в сезон продуктов с открытого грунта очень трудно. Из-за безвыходности и карантина мы запустились в январе и попали в пик, когда в продажу начинает поступать грунтовая клубника — наш основной конкурент. С апреля по май мы конкурируем с клубникой, которая стоит 10 тыс. сумов, при том, что себестоимость нашей составляла минимум около 3$.
Несмотря на это, мы начали работать и нарабатывать клиентов, люди удивлялись появлению Хорезмской клубники на рынке. Нас начали активно рекомендовать наши партнеры и посодействовали нам в выходе на рынки Бухары, Самарканда и Хорезма.
Сейчас есть несколько небольших теплиц в республике. И мы понимаем, что исходя из масштабов — это не наши конкуренты. У них есть свой сегмент, например, только Алайский рынок. Мы закрепили позиции, обеспечивая ежедневные свежие поставки. Сначала в самые крупные сети Узбекистана, а после — в мелкие.
Маркетинг
Такой специфический продукт, как клубника нуждается в постоянной мотивации спроса. Нам важно вызвать интерес к продукту, стимулировать разговоры о нем в среде. Если люди говорят о клубнике, значит это актуально.
Количество поисковых запросов в интернете «клубника в Ташкенте» по сравнению с прошлым годом увеличилось в 70 раз. Мы влияем на этот запрос через блогеров, кулинаров, поставки в HORECA.
Также мы поставляем клубнику в серьезные структуры, компании со штатом 5−10 тыс. человек. Просим просто поставить её на стол во время обеда. Можем потратить на это 10 ящиков клубники, что для целого комплекса не является большим расходом. Но когда работники этой компании получат зарплату, они точно пойдут в магазин за клубникой.
Что поможет развитию сферы
Наука. В идеале, в Узбекистане надо разрабатывать концепт для тепличного хозяйства. Чтобы наше научное сообщество подошло к этому серьезно, на это нужно потратить время и такой подход даст значительные результаты.
80% всех тепличных комплексов — убыточные, это колоссальная цифра. Так происходит из-за отсутствия научного подхода и аналитики.
Существуют исследовательские институты, которые занимаются шелководством, растениеводством
Технологии
Нашей теплицей практически управляет искусственный интеллект. Все процессы на 124 тыс. кв. м. контролирует лишь один человек. Каждая теплица поделена на климатические зоны, все механизмы за уходом автоматизированы и управляются дистанционно. Регулировка влажности, проникновения солнечного света, тепла, создания внутреннего потока направленного воздуха — все управляется компьютером.
Так как теплица очень большая — мы используем квадрокоптер и визуально проверяем всю площадь с воздуха. Если замечаем какие-то проблемы — сообщаем ответственному за эту зону человеку и сразу исправляем. По всей теплице установлены камеры и аудио сопровождение. Клубника и помидоры растут под классическую музыку, эти звуки влияют на растения на молекулярном уровне, к этому мы также подошли профессионально.
О планах
В перспективе планируем создать инжиниринговую компанию и выйти на рынке соседних стран — Таджикистана, Казахстана, России, чтобы строить там тепличные комплексы.
Что касается планов в Узбекистан, в этом году дострою рассадник саженцев мощностью 6 млн штук в год. Мы привезли саженцы голубики, хотим апробировать их под наш климат.
Кроме того, приступили к разработке парников по технологии смешанного выращивания, в которых будут совмещены дерево, ягода и зелень.