Индекс реального эффективного обменного курса узбекского сума в январе вырос на 0,8%, а по отношению к началу 2021 года — на 5,4%. Такие данные приводит Центробанк.
Главным фактором роста стали изменения курсов валют стран, являющихся торговыми партнёрами Узбекистана (+3,1%). Его подталкивают вверх внутренняя инфляция (+0,9%) и курс сума (+0,3%). Несколько снижает его инфляция в странах-партнёрах (-3,5%).
Валюты стран-торговых партнёров показывали разнонаправленную динамику по отношению к доллару США:
- российский рубль, несмотря на подорожание нефти, обесценился на 3,4% на фоне роста геополитического напряжения и неопределённости;
- Казахстану рост цен на нефти пошёл на пользу — тенге незначительно укрепился (0,07%);
- турецкая лира благодаря интервенциям ЦБ прервала девальвацию и даже немного окрепла;
- курс китайского юаня практически не изменился.
Турция сохранила первое место среди стран-партнёров по уровню инфляции. После повышения тарифов на электричество и газ с 1 января она составила 11,1% в месячном выражении и 48,7% — в годовом.
В России увеличение потребительских цен за январь составил 1%, а за 12 месяцев — 8,8%. Согласно данным Банка России, это связано с замедлением роста цен на продукты питания.
В Казахстане инфляция составила 0,7% в январе и 8,5% — за 12 месяцев. Заметно прибавили в стоимости автомобили и энергоносители, в то время как рост цен на продовольствие, как и в России, сбавил обороты.
Почему это важно
Ситуация в России и Турции косвенно влияет на курс сума. К примеру, в 2020 году российский рубль упал в цене на 19,3%, а турецкая лира — на 25%. Эти и другие тенденции нашли свое отражение в формировании реального эффективного обменного курса сума.
Укрепление лиры позволяет узбекским экспортёрам увеличить выручку на рынке Турции, делая их товары дешевле.
В то же время из-за ослабления рубля валютные поступления из России — как от экспорта товаров и услуг, так и от переводов мигрантов — могут сократиться. При этом переводы составляют значительную часть притока валюты в Узбекистан.
Ранее Spot писал, что реальный обменный курс сума в 2021 году вырос на 2,9% — в значительной степени за счёт девальвации лиры.
Реальный эффективный обменный курс сума отражает изменение курса национальной валюты к странам, с которыми Узбекистан торгует. Это показатель интегральный, усредненный, потому что по отношению к одним валютам сум может укрепляться, к другим — ослабевать. Также этот курс зависит от доли той или другой страны во внешнем товарообороте Узбекистана.