Казахстан выступает против соглашения о Евразийском агроэксперссе, сообщается на сайте УкрАгроКонсалт.
Что такое «Агроэкспресс»
"Агроэкспресс" — проект, запущенный Россией в 2019 году для ускоренной доставки сельхозпродукции на внешние рынки. Проект постепенно разрастается, сейчас в нем участвуют компании «РЖД Логистика» и «Славтранс-Сервис» (Россия), KTZ Express (Казахстан), «Бремино групп» (Беларусь). Обсуждается присоединение Туркменистана и Таджикистана.
Узбекистан также интегрируется в проект. На первоначальном этапе удалось договориться об отправке в Россию наших фруктов и овощей, получая оттуда мясо и муку. Первый «Агроэкспресс» с пилотной партией продовольствия, отправленный из Тамбова, прибыл в Ташкент 24 ноября минувшего года. В дальнейшем стороны планируют расширять товарную номенклатуру и объемы поставок.
При чём тут ЕАЭС
«Агроэкспресс» намереваются масштабировать на уровень Евразийского экономического союза. Цель — наращивать товарооборот с Китаем, куда за два года существования проекта отправлено 996 тыс. тонн агропромышленной продукции из России, и сейчас отправляется один-два поезда еженедельно.
Обсуждается вопрос об упрощении ввоза продукции в Китай, сформировав «Коридор доверия Россия — Китай», чтобы открыть сухопутные границы. В данном режиме, в частности, предлагается запустить поезда с мясной продукцией через российско-китайские и казахстанско-китайские границы.
Точки консолидации «Агроэкспресса» на территории Казахстана — в Караганде, Нур-Султане и Шымкенте, где совместно с KTZ Express можно формировать погрузку.
Позиция Казахстана
Казахстан не торопится повышать статус проекта, считая вывод его на межправительственный уровень преждевременным. Соответственно, разработанный коллегией ЕЭК проект распоряжения Евразийского межправсовета в Казахстане не поддерживают. Причём это единственный член союза с подобной позицией.
В качестве причины называются риски, связанные с разницей в себестоимости российской и казахстанской продукции. Ввиду природно-климатических условий и оснащенности, в РФ она существенно ниже. Это дает конкурентное преимущество российским экспортерам в борьбе за внешние рынки. Также казахстанская сторона отмечает имеющиеся у нее проблемы в логистике, которые могут привести к еще большей загруженности ж/д путей.
Кроме того, «Агроэкспресс» затрагивает традиционные рынки казахстанского экспорта, в частности Узбекистан, являющийся основным потребителем зерновой и масличной продукции Казахстана. Соответственно, чем выше её себестоимость на фоне более дешёвых российских товаров, тем больше риск потери позиций во внешнеторговом обороте, считают предприниматели и чиновники в Казахстане.
Итог
Учитывая опасения казахстанской стороны, вопрос продолжат обсуждать. Функционеры ЕАЭС при этом призывают Казахстан к сотрудничеству, а не к конкуренции.
Ранее Spot писал, почему Узбекистану сейчас невыгодно членство в ЕАЭС.