Путь Бекзода Абдувалиева в продакшне начинался со съемок свадеб. Пройдя «все круги ада» и изучив сферу изнутри, Бекзод практически с нулевыми инвестициями открывает собственную студию Abstract Visuals.

За три года она обросла различными направлениями — фотопродакшн, услуги по кастингу, студия звукозаписи и др.

Сейчас оборот агенства составляет $1 млн, Abstract Visuals участвует в создании рекламных кампаний Pepsi, Coca Cola, Click, Payme, Sony, Akfa и многих других брендов. Кроме того, компания готовится открыть филиалы в Сингапуре, Великобритании и США.

В интервью Spot предприниматель рассказал, почему иногда снимает ролики за свой счет, как конкуренция стимулирует рост цен, как индустрия видеопроизводства может влиять на туризм, ошибках начинающих продакшнов и планах по выходу на международных заказчиков.

От торговца бананами до свадебного оператора

Я учился на физика в лицее, но в жизни произошел переворот, после которого был вынужден начать искать заработок. Чем я только не занимался — начиная от торговли бананами на рынке, заканчивая работой в нотариальной конторе. Даже недолго управлял своей нотариальной фирмой. Уже тогда был очень хороший заработок, на тот момент я купил свою первую машину. Затем конторе пришлось закрыться, а мне искать другую работу.

Попал в сферу продакшна когда мне предложили попробовать снимать свадьбы. Тогда был впечатлен различными переходами, эффектами в видео, захотелось научиться делать так же.

Но меня не захотели брать в ученики. Сказали, что снимать у меня не получится и посоветовали идти в другую сферу. В этот момент сработал спортивный интерес, который по сей день двигает меня вперед.

В продакшне начал с видеомонтажа, потом перешел на работу оператором. Сначала снимал свадьбы, а после перешел на формат Love Story. Затем попал в индустрию клипмейкинга к Джасуру Шаметову (популярный клипмейкер, режиссер — прим. Spot), где был оператором и только потом стал снимать рекламные ролики.

Сейчас меня тяжело обмануть или обсчитать, так как я прошел все «круги ада», поработал на всех позициях сферы видеопроизводства. Я понимаю, как всё это устроено изнутри на всех этапах. Поэтому, несмотря на то, что у меня высокий чек, расходы относительно других продакшнов значительно ниже. Так как я знаю настоящую цену продукта или услуги подрядчика.

Финансы

Преимущество моего бизнеса в том, что на старте он сам генерировал деньги. Практически при нулевых вложениях я открыл компанию.

К тому же, почти все оборудование я арендую. К примеру, аренда фотоаппарата сейчас стоит 150 тыс. сумов. А если покупать его вместе с оптикой, то это обойдется $6 тыс. Большая часть продакшнов берут технику в аренду. В компании есть только два фотоаппарата, на случай если нужно что-то снять на скорую руку.

Заработанные с первых проектов $10 тыс. вложил в развитие: арендовал на Дархане офис за $500, купил мебель. Тогда у меня было пять сотрудников, которым я мог выплачивать зарплату в течение двух месяцев.

Первые полтора года весь доход я вкладывал в оборот. Я зарабатывал как режиссер, забирая оклад за свою позицию, но как бизнесмен я ничего не получал.

В общей сложности на развитие было направлено $250 тыс. только после этого я вышел на прибыль.

Сейчас маржа составляет около 30%, а оборот перешел отметку в $1 млн. Это большая гордость для меня. Я мечтал о таких цифрах.

Если вначале за две недели мы прорабатывали лишь один проект, то сейчас можем параллельно вести четыре. Максимум в месяц выходит до 12 проектов, это не учитывая дополнительных направлений.

Наша производительность увеличилась в 4 раза, а ценник вырос в 5−6 раз. При этом соразмерно цене растет и качество продукта, сервиса, а также увеличиваются запросы клиентов.

Несмотря на то, что объемы работы кратно выросли, основной штат уменьшился в два раза. Мы стали сдельно нанимать людей под конкретные проекты.

Фото, видео, звук и многое другое

Сейчас заказчики в нашем агентстве получают решение для любого бюджета: для фотопродакшна, годовой репортажной съемки, интегрированной в контент рекламы, съемок сериалов, клипов и так далее.

За три года Abstract Visuals оброс различными направлениями, которые так или иначе дополняют друг друга.

Lunar. Я понял, что на нашем рынке продакшн либо слишком дешевый (когда фрилансеры снимают за $200−500), либо слишком дорогой (цена за ролик в таких компаниях, как Media House, DBLA, Khabi Nabiev или нашей в среднем составляет $20−30 тыс.)

Есть много компаний, которые не могут позволить себе такой чек. Поэтому создали направление Lunar — это продакшн с ценами от $3 тыс. и выше. Этот сегмент имеет большой спрос на рынке. В Lunar все примерно то же самое, что и в Abstract, отличие только в масштабе. В Abstract на площадке может работать 40 человек, а в Lunar будет порядка 10−12, при этом качество будет не сильно уступать.

Xenon. Я был удивлен, когда узнал, что в Узбекистане нет фотопродакшна. Есть только отдельные фотографы. Выходит, заказчик должен сам искать моделей, актеров, локации, подбирать реквизит и нанимать фотографа. Всю эту работу и выполняет фотопродакшн.

Когда мы запустили Xenon, сразу начали поступать запросы на съемку. Рынок уже понимает, что стоковые кадры в наружной рекламе — это неправильно. Когда люди с американской внешностью продают вам национальный чайник — это не работает.


Среди клиентов появились банки, ритейл. Обращаются за фотобанками, а затем используют для разных целей: во время акций, рекламных компаний и т. д.

Например, к нам приходит заказчик с задачей сделать 200 фотографий для разных сегментов, с разными актерами и локациями. Мы снимаем, передаем материал и заказчик может год пользоваться этой базой.

Услуги Xenon стоят от $4 тыс., это работа под ключ, но все зависит от технического задания и концепции. Мы запустили полноценный фотопродакшн, где все также как и в видеопродакшне: подбираются локации, образы, художественная часть, актеры.

Quantum. Это направление занимается съемкой всех бизнес-ивентов, концертов и т. д. Обычно клиенты с заказами такого рода вынуждены обращаться к «свадебщикам». Но в работе с ними есть определенные сложности. Наши ребята специально обучаются работе в этом направлении.

Quantum занимается только репортажной съемкой. В этом году они будут снимать все концерты, проводимые в Ташкенте.

Casting. В Узбекистане большая проблема с кастингом. Повсюду появляются одни и те же лица, так как база актеров и моделей не очень большая.

В наших планах — пополнение кастинг-базы и не обязательно профессионалами. Сейчас рекламная тенденция такова: чем приземленнее и живее образ, тем лучше. Рынок уходит от красивых «вылизанных» моделей, ему нужны максимально живые, фактурные лица. А остальному можно научить.

Junior. Это наша молодая команда, ребятам по 17−18 лет. Если к нам обращается заказчик, который хочет крутой ролик, но у него нет бюджета, я направляю к юниорас. В этом случае клиент должен будет только покрыть их расходы — съемочные, технические и какие-либо еще. И работая на таких условиях он не имеет права давать правки и вмешиваться в идею.

Zvuk. Новое направление, которое мы только будем запускать — это саунд, обработка, мастеринг, запись голосов, вся база дикторов. Студия уже существовала на рынке 10 лет и обслуживала большие компании, такие как Билайн, МТС, ООН. Сейчас эта компания вступила в наш альянс.

9x16. Это формат съемки вертикального видео, можно сказать «дорогой Tik-Tok». Сейчас в СНГ по статистике 90% людей смотрят контент через телефон. А киношники и люди из нашей сферы зациклены на горизонтальном формате видео. Но снимая горизонтально, теряется большую площадь на экране. Вертикальный ролик позволяет донести намного больше информации.

В этом направлении у нас будут работать ребята, которые специализируются только на вертикальном видео. Для оператора, который работал по-классике очень тяжело снимать в таком формате. Ему нужен объем, масштаб. А в этом формате оператор должен сфокусироваться только на персонаже.


Легко создать, но тяжело удержаться на плаву

Открыть продакшн не трудно, трудно удержаться на плаву. Начинающие команды не могут выйти на крупный бюджет и пробиться к большому заказчику.

Вначале за клиентом идут к знакомым, которые находят им пару заказов. А дальше должно работать сарафанное радио, ведь на одних знакомых далеко не уйдешь. На этом этапе чаще всего все заканчивается. Разваливаются команды и продакшн закрывается.

Для создания продакшна не нужен иметь большой бюджет. Здесь важно, как вы выстраиваете коммуникацию и добиваетесь того или иного заказчика.

По сей день клиенты приходят к нам по сарафанному радио. Также есть много примеров, когда я снимал ролики за свой счет и они приносили мне заказчика. А есть те, на которых я хорошо заработал, но ни одного клиента они мне не принесли. То есть суммарно, ролики, которые я делал за свой счет, в перспективе часто приносили мне больше дохода.

Поэтому начинающим командам стоит работать «на портфель». Так делают наши ребята из Junior команды. Клиент оплачивает им расходы, а они реализуют свою идею. Когда у вас набирается портфель — вы в нем уверены. Команда не зарабатывает на таких роликах, поэтому она делает упор на само производство, на качество и идею.

Кроме того, в течение первых полутора лет мы использовали холодные звонки, договаривались с компаниями о презентации. Любая встреча начиналась с шоурила, объяснений системы нашей работы. Сейчас нас зовут целенаправленно и уже не спрашивают прайс.

Нам ставят задачу, мы ищем решение, через неделю возвращаемся с тремя вариантами. Клиент выбирает один из них и только потом мы производим расчет. На первой встрече мы никогда не говорим итоговую цену. Это и невозможно, потому что в одном варианте может быть 2 актера, а в другом 100. Это нельзя просчитать заранее.

Это одна из проблем нашего рынка — люди хотят узнать сумму на берегу. Хотя мы не берем денег за разработку креатива.

Ниша пустует

Сейчас спрос намного превышает предложение. Об этом говорит даже то, что конкурирующие между собой компании могут обслуживаться у одного и того же продакшна.

Мы работаем с компаниями-конкурентами, например Pepsi и Coca Cola, Payme и Click. Некоторые из них пытаются выкупить эксклюзивное право на сотрудничество. Но никто не хочет за это платить. Для эксклюзивного договора у нас прописаны условия — клиент оплачивает двойной чек за каждый ролик и мы работаем с ними минимум год. Это нормальная практика, которая работает и за рубежом.


Я за здоровую конкуренцию. По сей день мной движет спортивный интерес. Игроки на рынке почему-то не хотят соревноваться. Хотя конкуренция рождает качество, что в свою очередь стимулирует рост цен.

Мне удобно, когда после работы со мной, заказчик пробует сотрудничать с другим продакшном. Если сделать работу хорошо два раза, то на третий, даже при том же уровне качества, заказчику что-то не понравится. Ему просто может наскучить работать с одной и той же студией.

В такой момент обязательно нужно отдавать своего клиента конкурентам. Так он почувствует уровень сервиса, сравнит и поймёт всё сам. И когда он возвращается, появляется возможность повысить чек. Ведь если клиент хочет хорошего сервиса, он вернется к нам, даже если по качеству ролики будут одинаковыми.

Мы считаемся очень гибким продакшном, который уделяет большое значение коммуникациям. Стараемся идти на компромиссы. Часто между нами и заказчиками могут возникать споры, но мы всегда приходим к адекватному решению и компромиссу.

«Выход из тени»

Обычно продакшн-студии остаются «в тени». Они известны только узкому кругу людей, но зрители их не знают. Я хочу поменять это и больше говорить о нашей работе. Потому что у меня получилось добиться чего-то в этой сфере и я хочу помочь тем, кто желает в ней развиваться.

Довольно часто люди, запустив новый бизнес и начав получать прибыль, никому об этом не говорят. Им кажется, что их прибыль начнут между собой делить конкуренты. В Америке, например, система работает наоборот. Когда бизнес получает прибыль и видит в этом потенциал, предприниматель начинает кричать об этом, рассказывать, как это делается. Так растет культура потребления, а вместе с ней цена и разнообразие. Поэтому хочу в этом году заявить рынку, что мы есть.


Также с удовольствием делюсь знаниями с другими. Например, «Академия Медиаграмотности» запускала курс по съемке видео и позвали меня. Я с радостью согласился бесплатно участвовать.

Во второй половине года мы хотим приступить к своему проекту совместно с продюсерами из России. В Узбекистане у них был кинопроект и им очень у нас понравилось. Они понимают, что в стране есть проблемы с кадрами и предлагают свою помощь. Мы оплатим их расходы, а они будут бесплатно обучать всех заинтересованных. Будут проводиться большие семинары, где мы сможем доносить людям, что кроме продюсера и режиссера на съемочной площадке есть и другие важные позиции: ранеры, хелперы, фокус-пуллеры, без которых нельзя обойтись.

Это полноценные профессии. Например, во времена, когда снимали на пленки, самой высокооплачиваемой должностью на съемочной площадке был фокус-пуллер (ассистент оператора по фокусу — прим. Spot), а сейчас это считается зазорным. Хотя это очень важная позиция, на весь наш рынок таких специалиста всего три и они нарасхват. Но люди хотят быть режиссерами, актерами, продюсерами и открывать свои продакшны.

Планы

В течение полугода мы открываем три филиала в Сингапуре, Великобритании и США чтобы здесь, в Узбекистане, получать заказы из-за рубежа.

Хотим продавать местные локации, которыми богата страна. Например, когда какая-либо международная компания захочет снять что-то в восточном стиле, им не нужно будет выстраивать декорации у себя, мы можем предоставить это все здесь.

Когда из разных стран к нам будут приезжать съемочные группы, мы предоставим им все необходимое — локации, технику, местных актеров, трансферы, питание, перелеты, обслуживание. Скоро первым таким заказчиком станет российский «Сбербанк». Это будет крупный проект, с очень высокими требованиями.

Запуск филиалов в других странах позволит нам внести свой вклад в туризм. Прибывающие съемочные команды состоят из 50−100 человек. Благодаря продакшну они прилетают сюда и тратят большие бюджеты. Только организация продакшн-сервиса может стоить $1−1,5 млн. При этом задействуются многие люди, которые получают прибыль. Это и развивает туристическую сферу.


А глобальная наша цель — попасть хотя бы в шорт-лист фестиваля рекламы «Каннские львы». Здесь также вопрос к рекламным агентствам. Чтобы попасть в Канны идея должна быть очень мощно проработана. Она должна бить в целевую аудиторию. Сейчас все в ожидании такой рекламной кампании.