inDriver — агрегатор пассажирских и грузовых перевозок. Создан в 2013 году программистом из Якутии Арсеном Томским.
Особенность сервиса — формирование цены поездки при участии пассажира — сервис позволяет пользователям определять, сколько заплатить за поездку. Пассажиры указывают цену по своему маршруту и получают предложения от водителей.
Компания зарабатывает на том, что водитель платит фиксированную сумму в день за доступ к заказам.
В 2021 году inDriver предприняла уже третью попытку по выходу на местный рынок. Первые две пришлись на 2016 и 2018 годы.
В прошлом году оценка российского сервиса такси inDriver превысила $1 млрд. Компания привлекла $150 млн от Bond Capital, General Catalyst и Insight Partners.
Сегодня компания работает в 39 странах. inDriver можно встретить не только в соседнем Казахстане или в России, но и в Мексике, Парагвае, Египте, Бразилии, Вьетнаме, Кении, Марокко и во многих других странах.
Компания также вошла в топ-3 ride-hailing компаний в мире по числу установок приложения в месяц.
Свобода выбора
inDriver появился в Якутске в 2012 году. В морозный зимний день, когда таксисты все как один повысили цену.
Естественно народ был недоволен, это вызвало шквал негодований и привело к цепочке событий: студенты создали во «ВКонтакте» группу для водителей и пассажиров, где начали самостоятельно договариваться о поездке.
Всего за полгода в нее вступило 50 тыс. человек. В то время, когда в самом Якутске проживало всего-то около 350 тыс. человек. Естественно это превзошло все ожидания и стало феноменом.
Я почти сразу поверил в успех проекта. Ведь все развивалось без каких-либо вложений и маркетинга — лишь органически. Это означало, что если продукт усовершенствовать и вложиться в его продвижение, то на выходе можно получить нечто большее.
Конечно, не без опаски — я переживал за безопасность. Но так или иначе за год ничего не произошло. Так я и решил, что пора действовать — создать приложение и использовать в нем ту же схему, что была в паблике «ВКонтакте».
Для этого я выкупил у ребят ту самую страницу «Независимые водители» за $10 тыс.
Со временем пользователи перебрались из группы в приложение. А через несколько месяцев через inDiver было совершенно порядка 10 тыс. поездок.
От Якутска до Кремниевой долины
Мы постепеннь начали расширяться. Для начала осенью 2014 года вышли в другие города России, в затем и в другие страны — Казахстан, Узбекистан.
Самое главное — мы не вкладывали большие суммы. Начинали с малого и потихоньку наращивали темп и обороты. Каждое вложение делали разумно.
Если можно было обойтись без офиса или бессмысленной рекламы, то мы так и делали.
К примеру, удаленно открыли за месяц 25 точек. При этом каждую адаптировали под регион, его культуру и менталитет.
Вот японцы нашим сервисом не пользуются, так как у них культура другая. Мы провели опрос и узнали, что они не хотят назначать сумму и торговаться — считают, что для всех поездки должны стоить одинаково.
В Китай же сложно зайти — страна закрытая и по сути делает все, чтобы иностранные компании не приживались. Стоимость привлечения клиента почти такая же как в США, а временами и выше. Поэтому этот рынок требует больших инвестиций.
За годы работы понял, что в нашем деле, да и в бизнесе в целом, надо иметь «черный пояс», а когда заходишь на американский рынок, то лучше сразу два.
К сожалению, Нью-Йорк мы не осилили, пришлось уйти. Немалое количество поездок оплачивалось краденной картой, информация о которых сливалась и скупалась в Darkweb.
Из-за этого к нам постоянно приходили оповещения, предупреждения — все то, что со временем могло привести компанию к черному списку.
Приехав же в Казахстан я был удивлен ситуации на дорогах: люди ловили такси на улице, а перед ними выстраивались целые ряды таксистов. Каждый предлагал свою цену, все торговались на месте.
Наш проект, конечно, покорил казахский рынок. Обороты мы набрали быстро и рассчитывали на такие же результаты в Узбекистане.
Но по каким-то необъяснимым для нас причинам в первые два раза люди не шли «на контакт» с inDriver.
И вот в прошлом году мы анонсировали наш третий выход. Сделали фокус на дальние расстояния. В любом случае мы хотим, чтобы Ташкент был в наших списках.
Инвестиции. В 2017 году спустя уже четыре года работы мы решили привлечь внешние инвестиции в размере $10 млн. Деньги были нам нужны, чтобы выйти на следующие зарубежные рынки.
Начинающим я всегда советую не торопиться с этим, чтобы не потерять значительную акционерную долю и сохранить контроль над компанией.
Уже чуть позже в 2020—2021 годах мы вышли на новых инвесторов и участвовали в крупных раундах с фондами Insight Partners и Bond Capital.
Здесь не обошлось без трудностей. Компании из Якутска найти инвестиции в США безумно сложно, а временами будто и невозможно.
На тот момент нас никто не знал, а многим из инвесторов даже было сложно представить, откуда мы. Доверия почти не было, несмотря на наши цифры и результаты работы.
Пришлось действовать хитро: для начала я оперативно перенес официальную штаб-квартиру компании в Маунтин-Вью в Кремниевой долине и сам переехал жить в Калифорнию.
А после, чтобы компанию в моем лице узнали лучше и доверились, перевел свою только вышедшую тогда в России книгу на английский язык.
Вдобавок опубликовал ее небольшим тиражом и вручал при каждой встрече потенциальному партнеру.
Долго ждать по сути не пришлось. Забавно, но первый же инвестор из фонда Bond Capital, что получил мою книгу в подарок сказал, что не спал всю ночь и проникся нашей историей — историей компании из глубин самой Сибири.
Он пообещал дать нам первый оффер, попросил подождать и больше ни с кем не общаться. Так мы вышли на первый раунд в $72 млн. По итогам той сделки сервис был оценен в $472 млн.
Примерно через год без какого-либо уже страха и сомнений мы пошли на в второй раунд и нашли двух крупных инвесторов — многим известные фонды Insight Partners и General Catalyst.
Сейчас мы планируем делать раунды раз в год.
Статус единорога. В 2021 году оценка inDriver достигла $1,23 млрд. Я думаю, что сегодня эта цифра вполне может дойти и до $2 млрд.
Нас выбирают потому что мы дарим свободу и выбор, при этом никак не влияем на ценообразование.
Конкуренция. В основном мы конкурируем с Uber. Они присутствуют почти на всех рынках, где есть мы.
При этом многие думают, что если скопируют нашу бизнес-модель и сам продукт, то смогут добиться схожих результатов, но это не так. Мы видели, как многие пытались, но им всегда чего-то недоставало.
Ведь для того, чтобы завоевать рынок нужна команда и хорошо выстроенные внутренние процессы. У нас, к примеру, за плечами годы работы в IT-сфере на крайнем севере страны — это все-таки неплохая закалка.
Критерии успеха. Чтобы проект оказался успешным необходимо иметь в нем пять составляющих:
- Команда. Здесь важно, чтобы все, кто был в ее составе имели высокий интеллект, мотивацию и внутреннюю силу. Каждый должен понимать смысл своей работы и иметь конечную цель. Мы к примеру, защищаем людей от завышенных цен.
- Отличительная бизнес-модель. Нет смысла делать то, что уже сделали другие.
- Цифры. Постоянно отслеживать результаты, следить за динамикой, прогнозами, проводить анализ, расчеты.
- Использовать ресурсы конкурентов.
- Выходить за рамки. Не стоит бояться осваивать новые рынки. Главное собрать отличную команду и вместе с ней выйти в мир.
Слона в кустах не спрячешь. Мы долго не святились, чтобы не привлекать к себе внимание недобросовестных и коррумпированных чиновников.
Поэтому до поры до времени оставались скромно в тени и о своих успехах не говорили. Даже штаб-квартиры на сайте долгое время указывал на переулок «Глухой» в Сибири.
Купол над Якутском и планы на будущее
У нас есть ряд некоммерческих проектов. Их около десяти и они очень важны для меня. Каждый из них в той или иной степени направлены на развитие развитие Якутии, да и всего мира.
Например, BeginIT — проект, где мы обучаем детей из незащищенных слоев населения основам программирования. К нему подключено множество сельских школ и детских домов.
Мы делаем упор на развитие IT в Якутске, потому что лет через 50 в Якутии может и не остаться природных богатств, поэтому сферу технологий необходимо всячески поддерживать
А еще хотим в ближайшее время построить детские футбольные площадки в 100 городах по всей России. Так мы поможем детям и возможно внесем свой вклад в развитии российского футбола.
Помимо образовательных проектов, мы уделяем внимание ряду таких проблем как всемирное потепление, тушение пожаров, работаем над технологиями комфортной жизни в условиях экстремально холодного климата, предпринимаем меры по спасению замерзающих людей, разрабатываем вертикальные городские фермы и многое другое.
К примеру, проблема лесных пожаров — одна из самых актуальных во многих странах. Так вот, если мы найдем способ справиться с этим в Якутии, то полученным опытом сможем поделиться и с другими.
Я уже долгое время думаю над тем, как утеплить Якутск. Там зимой температура может доходить до -55 градусов.
Одной из идей было накрыть весь город куполом и использовать технологию искусственного солнца. Но проведенный эксперимент показал, что идея требует доработок: как оказалось там под землей находятся ледники толщиной 1,5 км. Под куполом они начали таять, а дом соответственно начал проваливаться.
Не все знают, но в мире около 90 млн человек, кто заикается, включая меня. Я знаю, насколько это может быть серьезной проблемой в жизни, особенно в детстве и подростковом возрасте.
Сейчас я не только прокачиваю свои навыки общения с публикой на подобных встречах, но и думаю над возможным приложением, либо системой, которые бы преобразовывали речь заикающегося в обычную.
К примеру, не все знают, что если петь или говорить шепотом, заикание исчезает. Поэтому я инициировал технологический стартап, основанный на машинном обучении, который поможет людям с речевыми проблемами. В ближайшие два года мы инвестируем в него $2 млн из личных средств.
Помимо этого думаю еще и книгу написать — рассказать как использовать эту речевую особенность для успеха в бизнесе и жизни
Планы. Сегодня увеличиваем число городов, где будут доступны городские грузоперевозки. Весь бизнес стараемся масштабировать — ищем новые сегменты. А для этого проводим постоянные замеры, анализы и исследования, так как важно видеть потребности и специфику каждой страны.
Планируем открыть свой цифровой вуз: новые технологии, лучшие преподаватели, а главное — доступность. Я не хочу, чтобы родители детей платили непосильные суммы — $100 тыс. и более. Поэтому планирую сделать лучше и качественнее.
Я как никто другой понимаю, что образование имеет большое значение, а в особенности для таких же ребят из глубинки, как я.
Вот, к примеру, недавно я отдал за 40 дней обучения на курсах в Standford $75 тыс. Для этого я точно выявил свою цель — тогда это был нетворкинг. И естественно, я его получил, так как со мной вместе училось около 100 человек.
Сейчас все очень быстро развивается, ничего не стоит на месте.
Распространение искусственного интеллекта, автоматизации почти всех жизненных процессов так или иначе, но приведет к тому, что жизнь больше не будет прежней — день за днем возникнет новая парадигма с новыми выгодными условиями.
Ранее Spot писал, что inDriver снова выходит на рынок Узбекистана.