Президент 25 февраля утвердил соглашение о транзитной торговле с Пакистаном. Постановление доступно в базе данных Lex.uz.
Соглашение подписано между правительствами двух стран в Ташкенте 15 июля 2021 года. Ответственные органы со стороны нашего государства — Мининвествнешторг, Минтранспорта и ГТК. В свою очередь, МИД направит пакистанской стороне уведомление, когда Узбекистан выполнит все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления договора в силу.
После того, как соглашение вступит в силу, контролировать исполнение обязательств Узбекистана будет Кабмин и руководство профильных госучреждений.
Что это даёт
Узбекистан развивает южный маршрут поставки грузов — это более быстрый и дешёвый выход к морским портам, в сравнении с другими.
Первый транзитный груз из Узбекистана — колонна из четырёх грузовиков с хлопковой пряжей — прибыл в Пакистан в прошлом ноябре. Пакистанские партнёры назвали это событие «началом новой эры сотрудничества и расширении взаимосвязанности в регионе». По оценкам экспертов, новый мультимодальный маршрут на 80% короче и на 38% дешевле, чем другие варианты.
Позже осенью 2021 года Пакистан упростил таможенные процедуры для дальнобойщиков из Узбекистана — грузовики могут въезжать в страну, не внося залог по въездным сборам. Это упростило транзит входящих и исходящих грузов через порты Гвадар, Карачи и Касим.
После смены политической власти в Афганистане продвижение узбекистанских грузов по южному маршруту осложнилось — из-за недостаточно компетентных сотрудников таможни поездка стала занимать не три дня, как раньше, а неделю. Однако в январе афганское временное правительство утвердило маршрут железной дороги, дающей Узбекистану выход к пакистанским портам. Трасса пройдёт из Мазари-Шарифа через Баглан и Бамиан.
Шавкат Мирзиёев ранее отмечал, что Трансафганская железная дорога позволит Узбекистану диверсифицировать рынки экспорта и транспортные пути, а также добиться удешевления транзита в соседних странах.
Ранее Spot писал, что в январе Узбекистан удвоил объём экспорта по сравнению с прошлогодними показателями — до $1,399 млрд.