Узбекистан готов увеличивать объёмы отправок в рамках проекта «Агроэкспресс», сообщает информационно-аналитический медиа центр «Узбекистон темир йуллари».

Как сообщалось ранее, «Агроэкспресс» — проект, запущенный Россией в 2019 году для ускоренной доставки сельхозпродукции на внешние рынки. С 2021 года в проект интегрируется Узбекистан. Пилотная партия продовольствия прибыла из Тамбова в Ташкент в прошлом ноябре. Это была тестовая отправка — для отработки всех технологических и контрольных вопросов.

В январе в страну прибыл второй «Агроэкспресс», состоящий уже из 6 рефрижераторных контейнеров (в первом было 2), с мясом птицы. В обратном направлении из Узбекистана вывозятся фрукты и овощи.

«Сегодня, основными преимуществами сервиса „Агроэкспресс“ являются ускоренная доставка грузов, использование автономных рефрижераторных контейнеров, которые обеспечивают сохранность груза, упрощенные таможенные процедуры и непрерывный диспетчерский контроль в режиме реального времени на каждом этапе перевозки», — говорит Рустам Мухамедов, первый замначальника главного управления по развитию логистики и цифровизации «Узбекистон темир йуллари».

Перевозки выполняются в режиме «зелёного коридора» по маршруту Сергели/Чукурсай/Ташкент — Селятино (Москва) и в обратном направлении. При этом в Узбекистане действуют тарифные преференции в размере 50%, то есть установлены льготные тарифные ставки.

Так, «Узбекистон темир йуллари» на 2022 год установила специальную ставку для «Агроэкспресса» — $305 за один рефрижераторный контейнер. Речь идёт о контейнерах в 40 футов и более, с загрузкой нетто до 30 тонн. Для сравнения: в Казахстане ставка составляет $550, в России — $528.


На прошлой неделе премьер-министры стран ЕАЭС одобрили идею масштабирования проекта до «Евразийского агроэкспресса». Цель — расширение географии и увеличение объёмов поставок, в первую очередь за счёт Узбекистана и Китая, затем — других стран азиатского и европейского регионов.

В частности, сроки доставки товаров в Узбекистан планируется сократить до 4−7 дней. Премьер Узбекистана Абдулла Арипов, выступая на заседании, попросил коллег одобрить участие Узбекистана в совместных инициативах ЕАЭС, в том числе — в проекте «Агроэкспресс».

"Евразийский агроэкспресс" поддержали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия — их логистические компании и перевозчики подтвердили участие в проекте. Ранее Казахстан высказывался против планов по масштабированию проекта на уровне ЕАЭС — эксперты видели риски из-за разницы в себестоимости продукции и проблем с логистикой внутри страны.

Ранее Spot писал, что Узбекистан и Россия создали совместную компанию для ж/д перевозок.