В Узбекистане резко увеличился спрос на наличные рубли и доллары, следует из сообщения Центробанка о продаже валют коммерческими банками Узбекистана.
3−4 марта банки продали населению в 11 раз больше рублей, чем купили, 4 марта — в 9 раз. Объём продажи долларов банками также вырос, практически сравнявшись с покупкой. Наблюдатели высказались по этому поводу.
Оплата импорта
Экономист Отабек Бакиров отметил факторы, повлиявшие на аномальный спрос на рубли. Одним из них стало падение цен на российские товары (дерево, масло, металлопрокат и др.) в долларах из-за девальвации.
Импортёрам, составившим договоры на их поставку до эскалации, было важно срочно оплатить их до изменения цен поставщиками.
Граждане воспользовались ситуацией, купив рубли по рекомендованному курсу в банках и оплатив ими импорт от лица предприятий.
Иное мнение высказал Ильхат Тушев, аналитик Central Asia Investments. Он считает, что узбекистанцы хотят поддержать родственников в России, которые испытывают трудности из-за девальвации.
Валютные спекуляции
Экономист Абдулла Абдукадыров со ссылкой на источники в банковской среде заявил, что на фоне волатильности рубля в Узбекистане активизировались валютные спекулянты.
Одни покупают крупные объёмы рублей на чёрном рынке по низкому курсу, затем меняют их обратно на доллары в банках. Другие передают «огромные суммы долларов» родственникам в России через «челноков». Там покупают рубли по выгодному курсу и отправляют обратно.
Кроме этого, население из опасений за сбережения начинает забирать сумовые вклады для обмена их на доллары. Малые банки в ближайшее время столкнутся с нехваткой сумовой ликвидности, указывает экономист.
«Если нужно было придумать умный и простой ход для разбаласирования валютного рынка Узбекистана и перевода значительной части валютных резервов страны в РФ, то это самый блестящий ход», — добавил Абдукадыров.
Комментарий ЦБ
Вечером 4 марта по поводу ситуации, сложившейся после введения самостоятельной установки банками курса рубля, высказались в Центробанке.
Регулятор ознакомился с сообщениями в соцсетях, где говорится о возможности получения прибыли до 30% при обмене рубля с использованием «подозрительных спекулятивных трансграничных схем». Предположительно, в виду имелся пост Абдукадырова.
«Если даже эти мысли гипотетически могут быть верны, реальное положение на внутреннем валютном рынке Узбекистана не подтверждает их», — отмечают в ЦБ.
Объём проданной населению российской валюты в 10 раз превышает объём её покупки. Кроме того, действующий порядок ввоза и вывоза инвалюты физлицами предотвращает возможность формирования оттока денег, способного значительно повлиять на валютный рынок.
ЦБ постоянно следит за ситуацией онлайн. При необходимости для защиты интересов граждан, а также стабилизации национальной валюты и банковской системы, могут быть приняты дополнительные меры.
Рубль начал резко девальвироваться 28 февраля — после введения ЕС санкций против активов Банка России. Курс превысил 100 рублей за доллар, однако немного стабилизировался с началом российско-украинских переговоров в Беларуси.
Однако в среду рубль продолжил падение — как к бивалютной корзине (доллар-евро), так и узбекскому суму. На этом фоне Apelsin и несколько других банков временно приостанавливали рублёвые операции (часть из них потом возобновили).
На этом фоне в России запретили вывоз наличной инвалюты на сумму более $10 000. Переводы за рубеж (кроме стран, объявивших санкции) ограничили $5 000 в месяц.
3 марта ЦБ для сокращения валютных рисков порекомендовал банкам корректировать курсы продажи и покупки рубля в течение дня, в соответствии с международными котировками.
В тот день узбекистанцы приобрели в банках 60,15 млн рублей, а купили только 5,48 млн — в 11 раз меньше. Та же ситуация наблюдалась 4 марта — от населения в банки поступило 7,35 млн рублей, а продано 86,5 млн.
Кроме того, значительно вырос спрос на доллары — за прошедшие два дня их продали на $58,8 млн.
Ранее Spot писал, что доллар в банках впервые подорожал до 10 950 сумов.