Tehnikum — это школа актуальных профессий. Она начала свою работу в 2019 году и на сегодняшний день в школе имеются курсы по порядка 25 курсов по трем направлениям: маркетинг, IT, дизайн.

Занятия посещают как молодые люди, желающие освоить новую или сменить текущую профессию, так и предприниматели, которые хотят эффективно продвигать свой бизнес.

Особенно спрос на курсы вырос в период пандемии, когда компании массово переходили в онлайн, а сотрудники — на удаленку.

Основатель школы Tehnikum Дмитрий Середин рассказал Spot, сколько можно зарабатывать на интернет-профессиях, почему нельзя уходить на фриланс сразу после обучения и как карантин помог Узбекистану развивать рынок фриланса.


Как все начиналось

Осенью 2016 года меня пригласили в digital-агентство LATMEDIA управляющим партнером.

В какой-то момент мы поняли, что клиентов надо обучать, чтобы добавить ценности нашей работе. Начали делать SMM-разборы в офисе, туда стали присоединяться и простые ребята, кому интересна эта тема.

В итоге мы пришли к тому, что нужно делать обучающий курс. На него пришли как наши сотрудники, так и наши клиенты. Они также информацию о занятиях разносили по знакомым, и тем самым, у нас сформировались первые две группы студентов.

Тогда один курс стоил порядка 2 млн сумов. Запросы стали приходить все больше, а люди, прошедшие обучение, были довольны результатом и начинали зарабатывать на полученных знаниях.

Через некоторое время мы с партнером разошлись: я вышел, а проект остался жить своей жизнью. Позже партнер продал долю сотрудникам LATMEDIA, и они уже дальше продолжили дело. Сейчас мы с ними не конкурируем. У нас немного другое направление: мы в основном работаем по перфоманс-маркетингу.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Долгое время я думал над тем, чем буду заниматься и решил запустить курсы уже под брендом Tehnikum. Проект создавали вместе с коллегой дизайнером.

Начиналось все печально, потому что мы арендовали коворкинг, за который не могли заплатить. Денег в то время, откровенно говоря, не было. Полностью рассчитались с арендодателем только через полгода, когда получили доход от первых занятий. Это был курс по SMM, который прошел довольно хорошо и всем понравился.

Коворкинг обходился дороже аренды отдельного помещения. Кроме того, хотелось создать свой уголок, интересный и креативный, куда хочется возвращаться. Поэтому я решил вложить личные средства: собрал все свои последние деньги и начал искать помещение.

У меня остались контакты прошлых арендодателей и я решил им позвонить. К моему счастью, у них было свободное помещение на первом этаже, но оно было в ужасном состоянии.

Моих денег хватило только на ремонт аудитории для занятий. Тогда на это ушло около $10 тыс. У нас даже не осталось средств для покупки мебели.

Чтобы вы понимали, мы разрекламировали школу, набрали группу, а у нас даже стульев не было на тот момент. Помню, как на первую лекцию брал их у соседей по бизнес-центру. Это было смешно и ужасно. Я просто проваливался со стыда, когда проводил лекцию.

Так как деньги были последние, мы запустили курс, и уже с полученного дохода докупали все необходимое.

Так в ноябре 2019 года мы открыли свою школу.

Персонал и специалисты

Школа началась с трех человек. У нас был дизайнер на аутсорсе Фаррух. Он мне очень помог с разработкой брендинга для школы. Потом к нам присоединилась команда SEKTA, которая помогала безвозмездно.

Второго сотрудника я, как ни странно, нашел в кафе. Я приходил в кофейню, занимался своими делами, и ко мне раз за разом подходил один и тот же официант. Он постоянно что-то спрашивал, мы обменивались взглядами по разным вопросам. Мне это очень понравилось, и я ему рассказал о планах на новый проект.

Он тогда загорелся идеей, и я пообещал взять его в команду, как только стартую. Наверно, именно он меня «поторопил», потому что он звонил мне чуть ли не каждый день на протяжении нескольких месяцев, спрашивал о проекте.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

После полноценного открытия у нас было четыре преподавателя. На первом этапе приглашали своих знакомых. Сейчас, конечно, отбор совсем другой: люди проходят несколько испытаний, мы их слушаем, смотрим, и только потом принимаем на работу.

Со всеми договоренности разные: у одних фиксированная зарплата, других — процент с продаж. Но в любом случае, в фиксированную зарплату я не верю, потому что всегда есть какие-то бонусы.

Карантин и сложности

Особых сложностей не было, если не считать ограниченный бюджет. Конечно, я мог что-то продать и вложиться, но я принципиально открывал бизнес без особых вложений.

Нам повезло, что люди были очень отзывчивы и помогали нам чем могли. Сотрудники первое время работали бесплатно, пока мы не раскрутились, нам шли на уступки по аренде, помогали с аппаратурой, мебелью, за что я очень благодарен.

Когда мы только стали получать стабильный доход с курсов, запустили третий поток, более-менее стали расплачиваться, ударил карантин. Мы сначала не знали, что делать, но закрываться точно не хотели. Нужно было что-то придумывать. Тогда закрылись многие школы, но мы решили продолжить обучение, потому что на тот момент это стало как никогда востребованным.

Начали оперативно переводить занятия в онлайн: закупились камерами, всей нужной аппаратурой. Но в итоге она нам так и не понадобилась. Мы были намерены приезжать в офис и снимать видео-уроки, выходить на связь, общаться с нашими студентами онлайн.

Но в какой-то момент нас просто закрыли дома, а вся аппаратура осталась в офисе. Тогда нам ничего не оставалось, как проводить уроки из дома, через телефон или домашний компьютер. Мы также запускались через Zoom, общались со студентами, как-то «выживали».


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Также нужно было решать вопрос с оплатой. Когда мы закрывались на карантин, то часть оплаты со студентов уже была собрана и как это бывает, часть этой суммы мы потратили. Были случаи, когда люди требовали деньги обратно. Мы, конечно же, их возвращали, просто не сразу.

Но большинство клиентов остались с нами. Мы давали студенту скидку, а если он захочет продолжить обучение, предлагали разные бонусы и скидочные сертификаты на дальнейшие курсы.

Аренду во время карантина мы продолжали платить. Честно говоря, я был с этим не согласен, но другого выбора у меня не было.

Спрос и конкуренция

Люди идут к нам, несмотря на то, что в эпоху интернета огромный массив информации можно найти в сети. Объясню это тем, что процесс обучения занимает не просто контент.

Нужно уметь мотивировать студентов, наставлять их и создавать атмосферу, чтобы человек чувствовал, что его понимают и помогают развиваться. В основном, люди платят деньги именно за это, нежели за сам контент. Сам контент стоит недорого, а вот поддержка и менторство стоят больших денег.

Конкуренция безусловно есть, новые курсы запускаются чуть ли не каждый день. Мы конкурируем качеством обучения. Есть курсы с низкими ценами, у нас же они самые высокие на рынке, и мы не планируем их снижать. Но я считаю, что дух Tehnikum нельзя скопировать. У нас очень хорошая и сильная команда, которая растет каждый день.

Изначально у нас было всего два курса: SMM и Target. Сегодня Tehnikum охватывает около 25 курсов в разных направлениях. Формируя цены, мы смотрим прежде всего на спрос и на себестоимость продукта. На сегодняшний день стоимость одного курса составляет около 3,8 млн сумов.

Мы, в целом, прибыльны. У нас хорошая рентабельность капитала, но вся прибыль у нас сразу же инвестируется. Мы выбрали пока такую стратегию и работаем на капитализацию внутри.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Фриланс в Узбекистане

Рынок фриланса в Узбекистане большой, только нужно понимать, что на это не выходят сразу. Человек должен сразу после обучения поработать с наставником или в каком-либо агентстве. Это нужно для отработки времени и понимания своих ошибок. И только потом можно идти во фриланс.

Считаю, что человек должен созреть до подобных профессий. Даже если у него есть полный пакет знаний, для работы фрилансером важно иметь еще и навыки коммуникации с людьми. Это тоже играет важную роль. Во фриланс лучше уходить с багажом опыта полного цикла ведения проектов.

В целом, рынок фриланса есть, многие люди даже аутсортят в другие страны. Но и внутренних заказов хватает. В Узбекистане полно возможностей искать работу: Telegram-каналы, например, разные биржи труда и так далее. У нас, конечно, не такой продвинутый рынок, как в России, но в целом, развитие идет.

Люди часто боятся сделать первый шаг или сдаются после первых неудач. Мы сейчас хотим организовать карьерный центр, который будет содействовать в трудоустройстве и, соответственно, помогать нашим студентам адаптироваться в новой компании.

При этом фриланс — дело прибыльное, если уделять этому много времени. Например, люди с диджитал профессиями, такими как таргетологи, могут после освоения курса уже начать зарабатывать от $400 в месяц и выше в любом возрасте, практически не напрягаясь. Здесь самое главное — хорошо выполнять работу и постоянно развиваться.

Параллельно с Tehnikum я являюсь совладельцем двух digital-агентств, каждое из которых генерирует от $5 000 и выше. Это при том, что там работает не более десятка человек. Если вы владелец агентства и посвящаете этому много времени, то скорее всего, вы сможете зарабатывать от $2 000, если работать активно.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Изначально, я создавал школу, чтобы набрать хороших специалистов для своего дела и сейчас там работают многие мои студенты с Tehnikum.

Сразу после курсов люди могут зарабатывают от $400 до $600. В течении года зарплата может вырасти до $800 и выше, если продолжать заниматься и работать в выбранном направлении. Гарантии назвать сложно не потому, что я не уверен в продукте, а потому, что очень многое зависит от человека.

О роли высшего образования

Я считаю, что высшее образование должно быть чем-то недоступным. Объясню это тем, что сейчас из этого делают мейнстрим с некачественным продуктом, за которым мало следят. Высшее образование стало очень дорогим и, на самом деле, оно имеет низкую ценность.

Считаю, что высшее образование должно уйти в сегмент «а ля Гарвард». То есть супер крутое, супер дорогое и только для тех, кто действительно хочет учиться и дальше развиваться до профессионального уровня.

На самом деле, было бы неплохо отдать это в частные руки. Нужно давать людям базу, чтобы человек понял, нужно ему это или нет, и только потом принимал решение поступать в университет.

Также хорошо бы сделать жесткий отбор, лишить коррупции и поднять цены, а гранты давать только действительно талантливым студентам. Считаю, что именно в это русло должно уйти высшее образование. Сейчас же оно превратилось просто в бизнес и это очень плохо.

Планы

Мы хотим делать Tehnikum культовым местом, чтобы люди искали у нас что-то новое, развивались и вдохновлялись нами. Будем уходить в онлайн, а дальше надеемся выйти на соседние рынки.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Мы хотим создать свою онлайн-платформу. Сейчас думаем над стратегией и потом посмотрим, интересно ли нам будет этим заниматься или нет. Пока собираем команду, укрепляем потенциал, готовим внутри процессы.

Также у нас есть свой HR канал со специалистами. Планируем на его базе создать площадку для поиска работы. Сейчас все к этому идет.