Ранее Spot писал, что Центробанк объявил о конкурсе по разработке символа узбекского сума.

Как сообщается в заявлении ЦБ символ обеспечит признание национальной валюты среди мировой общественности и «повышение международного престижа на финансовых рынках».

Как сообщили Spot в пресс-службе Центрального банка, основная цель в разработке символа — повышение международного престижа национальной валюты Республики Узбекистан на финансовых рынках и обеспечение ее признания на мировой арене.

Конкурс проводится Центральным банком с целью привлечения широкой общественности к созданию символа денежной единиц и знака национальной валюты.

К сегодняшнему дню количество заявок превысило 10 тыс.

В ЦБ уточнили, что для оценки конкурсных работ будет создано конкурсное жюри, в состав которого войдут представители регулятора, специалисты Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода и Агентства по интеллектуальной собственности.

«Каждый представитель жюри имеет право, при представлении обоснования, не оценивать конкурсную работу, которая не соответствует критериям отбора. Итоговые результаты учитываются и считаются компетентными, если не менее 2/3 членами Конкурсного жюри (кворум) осуществлена оценка конкурсных работ», — отметили в пресс-службе Центробанка.

Сегодня валют в мире сотни. И при этом не у всех есть собственный знак. К примеру, без символа до сих пор обходятся швейцарские франки и норвежские кроны.

Сам же валютный мир — это разнообразие монет и купюр с их специфическими названиями и увлекательной историей.

Так, одни стали известны всему миру, а о других знают лишь местные жители тех стран, где они распространены.

Обозначение валют мира используется для упрощения вида экономической информации. Каждая валюта имеет свой трехзначный код, где первые две буквы означают страну, а последняя третья буква — название самой валюты.

Кратко об истории сума:

После обретения независимости первые годы денежной единицей Узбекистана остается советский рубль.

Сум стали использовать в Узбекистане как временная денежная единица, необходимая для защиты внутреннего рынка от избыточного обращения советского рубля.

  • Январь 1992 года — выпущены одноразовые купоны
  • 15 ноября 1993 года — в обращение введены сум-купюры
  • 1 июля 1994 год — в обращение введена национальная валюта — сум.

О том, зачем валютам нужны особенные графические знаки, какие предпосылки послужили к созданию символа и как это повлияет на экономику Spot разбирается вместе с экспертами.


Темур Саъдий,

Дизайн-директор и соучредитель в агентстве Ma’no Branding.

Наше агентство начало заниматься разработкой знака сума в 2018 году. И все не так просто, как кажется на первый взгляд — это сложная и комплексная задача, которая требует более внимательного и узкоспециализированного профессионального подхода.

Но обо всем по порядку.

Во-первых, есть важные предпосылки создания символа национальной валюты — либерализация экономики, свободная конвертация и необходимость в своевременной поддержке визуальной культуры. Во-вторых, иметь собственное обозначение для валюты престижно. Такие денежные знаки автоматически относят к сильным и успешно развивающимся.

У нашего правительства большие планы по экономическому развитию страны и ее выводу на новую ступень мировой арены.

И это соответственно вызывает острую необходимость в поддержании имиджа и укреплении нового образа страны в глазах мировой общественности.

Мы подготовили несколько концепций и будем дорабатывать их до конца конкурсного срока.

Перед тем как приступить к работе мы выделили для себя ключевые требования и критерии, указанные в конкурсе:

  • символ сума должен быть коротким, специфичным, сохранять свой внешний вид при изменении размера и в черно-белом исполнении;
  • концепция символа сума должна содержать авторскую трактовку его смысла и содержания (идея, обозначение, цель разработанных элементов);
  • уникальность и оригинальность;
  • универсальность;
  • узнаваемость;
  • символические и отличительные аспекты;
  • наличие концепции;
  • легкость графического восприятия символа в различных форматах.

Но несмотря на внушительный список требований, считаю, что этого недостаточно. Ведь некоторые из пунктов обозначены не четко и могут быть растолкованы каждым по-разному.

Поэтому мы решили дополнить список и вот, что на наш взгляд не менее важно:

  • отличие от других знаков письма, принятых в основных шрифтовых системах, прежде всего в кириллической и латинской;
  • интуитивная понятность как представителю узбекской культуры, так и иностранцу, знакомому с латиницей;
  • односоставность. Знак, состоящий из одной графемы, быстрее считывается и как правило занимает меньше места;
  • удобство писания от руки;
  • ширина не больше, чем у самой широкой цифры — 0.

В своей статье «Знак рубля. Попытка анализа» совладелец студии Letterhead Юрий Гордон говорит, что принятие рубля в России было необходимо для упрощения внутренней коммуникации и для перехода на мировые стандарты визуальной культуры.

Также он утверждает, что важно разработать наборный знак, букву, а не новый символ страны.

Однако и о национальной принадлежности знака забывать не стоит, ведь именно он в дальнейшем станет одним из элементов самоиндентификации страны.

Эстетические качества знака должны проявиться, с одной стороны, как следствие формального удобства, с другой — как результат работы шрифтовых дизайнеров, воплощающих исходную графему в конкретный шрифт.

Что с сумом сейчас. На ценниках по сей день нет единого обозначения цен и национальной валюты.

Это связано с затянувшимся переходом с кириллицы на латиницу, разрядностью обозначения цен, нестабильностью национальной валюты и отсутствием до недавних пор конвертации.


Таким образом, сегодня присутствует несколько вариантов обозначения цен и национальной валюты:

  • пишется только цена без обозначения валюты;
  • цена не пишется вовсе;
  • цена пишется с обозначением национальной валюты, сокращенной до «сум»;
  • используется обозначение UZS — международное сокращение от «Uzbekistan Soum». Так наряду с официальными документами используется в банках, обменных пунктах и гостиницах.


Предыдущие попытки. В 2013 году была предпринята попытка разработки знака сума командой USSO Design с Азизом Иргашевым.

Этот концепт обсуждался на сайте pr.uz, но дальнейшей жизни не получил.


На мой взгляд, предложенный знак имеет свои проблемы и не соответствует тем требованиям, которые могут предъявляться к символу валюты:

  • он не считывался однозначно как S и его легко можно было спутать с 8 или амперсандом (&);
  • его тяжело было бы интегрировать в другие шрифты и начертания;
  • знак явно был шире чем «0» и шрифтовому дизайнеру нужно было сильно постараться, чтобы вписаться в нужную ширин

Поэтому весь процесс создания символа валюты отнюдь не простой процесс. Любая страна, решившая разработать собственную систему классификации валют, всегда должна действовать, опираясь на уже существующие общемировые стандарты Unicode (стандарт кодирования символов и знаков письменных языков).

А в проведении подобного конкурса, раз его все-таки решили проводить, всегда должен приниматься во внимание зарубежный опыт. Необходимо присутствие сторонних консультантов — графических и особенно шрифтовых дизайнеров. И число участников конкурса должно быть ограничено только кругом профессионалов.

Конечно, даже это не может в полной мере гарантировать результат.

Вдобавок, очень важным этапом после определения победителей станет доработка концепции и графемы. Если будет выбран сложный или непонятный вариант, то интеграция в шрифтовые семейства будет очень сложной или невозможной. Особенно это будет заметно на ультраузких, ультражирных и других начертаниях шрифтов. И тогда это нанесёт пусть и небольшой, но все же урон имиджу страны.

Что предлагает Ma’no Branding можно посмотреть по ссылке.


Азамат Шамузафаров,

специалист по UX, автор Telegram-канала @azamating.

Необходимость символа. Символ валюты нужен для записи денежных сумм, цен и прочего.

Конечно, вместо знака можно писать и сокращенное и всем привычное — сум, либо аббревиатуру UZ.

Но не стоит забывать о нашей инфляции, из-за которой строка иногда становится слишком длинной и неудобной. Как, например, когда вы пишите 100 тыс. 500 сумов (UZS) вместо $10.

Кроме того, символ валюты используется, чтобы отличать свои деньги от чужих, например, в таблицах валют.

Но при этом наиболее используемые символы валют можно пересчитать по пальцам, а все остальные хотя и есть, но редко используется в других странах.

Как по мне, так повышенная необходимость в символе была бы нужна, если у нас было столько же интернет-магазинов как, к примеру, за рубежом.

Что изменит символ. По сути внедрение символа валюты никак не повлияет на экономику, но на бюджете вполне может отразиться, ведь мы платим налоги, а повсеместное внедрение нового символа стоит денег.

Нам знак валюты не нужен, ведь у нас и экономика не так развита. Вдобавок мы слабо интегрированы в международные финансовые рынки, а электронная коммерция у нас почти и не развита. Так что введение «закорючки» нам не поможет.

С условиями же конкурса по разработке символа не ознакомлен, но считаю, что проводить его среди среди граждан — не самое верное решение.

Это все равно как лечение зуба — нельзя доверить любому желающему. Но у нас почему-то все еще не понимают, что дизайну надо учиться и уметь в нем разбираться.

Я уже долгие годы придерживаюсь мнения, что конкурсы таких масштабов нужно проводить среди профессионалов, с составом жюри, которое понимает, о чем идет речь.

Но лучше всего , как по мне, так это выбрать из нескольких дизайнерских компаний ту, что лучше всего разбирается в типографике, имеет успешный опыт в разработке дизайна и айдентики символа валюты.