Ранее Spot уже сообщал, что с начала военной спецоперации российской армии в Украине и последовавших санкций западных стран десятки иностранных компаний ушли с российского рынка или временно приостановили свою активность в этой стране.
РБК пишет о влиянии складывающейся ситуации на российскую экономику. Издание цитирует доклад Центра макроэкономического анализа и прогнозирования.
В разрезе отраслей хуже всего будет с фармацевтикой — почти половина всех лекарств на российском рынке приходится на долю стран, которые ввели ограничения. Кроме того, затруднён доступ к импортному сырью — из-за проблем с оплатой возникают сложности при ввозе фармсубстанций из Китая и Индии, а приостановка работы DHL и FedEx в России осложняют логистику поставок.
Проблемы с логистикой наблюдаются и на европейском направлении. Причём не только с подсанкционными товарами, а по всем операциям — таможня стран ЕС ужесточает режим проверки грузов. Образовавшиеся заторы на погранпереходах не дают оперативно переориентироваться на Китай, что только усугубляет проблему.
С российскими грузами отказались работать крупнейшие европейские порты и мировые контейнерные линии — Maersk, MSC, CMA CGM и Hapag-Lloyd.
На производстве гаджетов и автоэлектроники негативно скажется отмена поставок полупроводников из Тайваня. По оценкам экспертов, местный производитель TSMC занимает более 50% мирового рынка. В целом зависимость российского автомобилестроения от импорта из стран, объявивших санкции, по расчётам составляет 27%.
Производство самолётов, кораблей и железнодорожных локомотивов на третьем месте по силе негативного воздействия рестрикций. В частности, с Россией перестал работать CFM International — производитель авидвигателей для Airbus и Boeing. по данным РБК, российские авиакомпании используют около 800 двигателей класса CFM56, установленные на самых популярных у перевозчиков самолетах Airbus A320 и Boeing 737.
Европейское агентство по безопасности полётов отозвало у российских авиаперевозчиков сертификаты на полёты в страны ЕС. Это решение напрямую затронет крупнейших российских авиаперевозчиков — «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7 и др.
Именно снижение критического импорта — фармацевтики, продовольствия, промежуточной продукции автопрома и авиапрома станет наиболее тяжелым последствием санкций в краткосрочной, а ограничение поставок технологий — среднесрочной перспективе. Чем меньше таких поставок, тем сильнее падает выпуск, что отражается на ВВП, занятости и доходах населения. Превышение спроса над предложением неизбежно ведёт к росту цен.
Опрошенные российским ЦБ экономисты прогнозируют в 2022 году снижение ВВП на 8%, инфляцию на уровне 20% (на 11 марта достигла 12,5%) и среднегодовой курс доллара — 110 рублей. Расчёты иностранных аналитиков более оптимистичные — они предполагают падение ВВП на 5,7% при средней оценке инфляции в 18,2%.
Ранее Spot писал, что в компаниях, ушедших с российского рынка, работает около 200 000 человек.