На фоне непростой геополитической ситуации многие граждане России покидают родную страну, некоторые временно, другие — навсегда.
В частности, с конца февраля из России в ближнее зарубежье уехали целые «табуны» IT-специалистов, заявила глава InfoWatch Касперская. По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, Россию уже покинули до 70 тыс. айтишников, а в апреле уедут еще до 100 тыс. человек.
Spot уже писал, что зарубежным стартапам и венчурным инвесторам помогут с релокацией в Узбекистан. Программу реализуют Ассоциация венчурного инвестирования Узбекистана, технологический хаб IMPACT.T и клуб бизнес-ангелов UzAngels.
Также запущен сайт о программе релокации и выдаче виз для IT-cпециалистов. Виза действует 3 года, в течение которых можно беспрепятственно пересекать границу Узбекистана. Для её обладателей действует упрощённый порядок получения вида на жительство.
Кроме того, в рамках программы TashRush технопарк помогает иностранным IT-работникам адаптироваться после переезда, а также устроиться на работу в компании-резиденты IT Park. IT-компании через него могут зарегистрировать юрлицо по принципу «одного окна», найти офис и подобрать персонал.
Вместе с переездом иностранных граждан повысился спрос на покупку недвижимости, аренду квартир, офисов и коворкинг-пространств. Опрошенные Spot эксперты гостиничного бизнеса говорят также о росте количества бронирований номеров в хостелах и отелях.
«С 26 февраля началось активное бронирование номеров. С того самого момента в день было около шести-десяти запросов от граждан Белоруссии, а после и России. В основном все брони идут через Booking.com и Airbnb. Уже сегодня количество запросов, конечно, меньше, но многие из прибывших постояльцев продлевают бронь», — говорит соосновательница Igmar Apart Hotel Марина Тен.
По словам владельцев гостиниц, мест на сегодняшний день не так много. При этом эксперты отмечают, что первую волну «бума» пережить уже успели и спрос теперь растет умереннее. Вдобавок, увеличенный поток гостей связан не только с миграцией россиян, украинцев и белоруссов, но и с празднованием Навруза.
«Спрос вырос, но это сезонное изменение. Весной на Навруз ежегодно все места обычно заняты. У нас вот с начала марта 36 иностранных гостей с детьми, но при этом из общей массы 80% — казахстанцы», — делится директор хостела Jules Verne Сардор Саидмухамедов.
По его словам среднемесячная загрузка в хостеле по итогам января и февраля — 45−50%, а вот в итогах марта ожидается, что показатель вырастет до 75−80%.
«Сегодня как в отеле, так и в хостеле 100% загрузка. Иногда она, конечно, падает до 80% и получается, что, к примеру, из 50 номеров занято около 40», — говорит совладелец хостела Topchan и Sapiens Hotel Ойбек Халов.
По наблюдениям экспертов, сейчас жители России массово уезжают из родной страны. Именно ими с марта забронировано большинство номеров.
«Сегодня в отеле порядка 40% номеров занято россиянами, 30% — белорусами, остальные номера — привычными туристами, приехавшими в Ташкент по работе, к примеру, из Франции, Турции», — отметила Марина Тен.
По ее словам увеличился и средний показатель пребывания. Если раньше постояльцы заселялись на три-четыре дня, то теперь от недели и до месяца.
«Количество запросов всегда разное — в начале марта был некий всплеск, сейчас умереннее. Но у нас заселяются как минимум на две недели. Так, сегодня у нас проживают пятеро — один молодой человек и две семьи, одна из которых даже прилетела с младенцем», — рассказывает владелица отеля Almas Hotel Малика Шайхова.
Такие изменения, конечно, не у многих. К примеру, директор хостела Jules Verne Сардор Саидмухамедов и владелец сети отелей Art Hotel Павел Вульф отмечают, что несмотря на большое количество прибывших россиян, их проживание в большей степени не превышает недели.
«Не сказать, что все прибывшие задерживаются на месяца. Скорее, на пару дней или от силы на неделю, ведь жить в гостинице дороговато и дешевле арендовать жилье. Но те, кто в Ташкенте, к примеру, ненадолго могут продлевать бронь и до месяца», — отметил Павел Вульф.
Владелец Guesto Hostel Алишер Ибрагимов рассказывает, что среди гостей есть и те, кто приезжает в Узбекистан не только для того, чтобы переждать худшие времена, но и вовсе остаться здесь жить.
Эксперты отметили, что несмотря на сезонность и поток заинтересованных, повышения цен не было и в ближайшее время не будет.
«Цены менять не стали, хотя могли, но считаем, что будет нечестно поднимать их, зная о всей ситуации. Многие к нам сейчас летят, чтобы переждать худшие времена. Они все-таки потеряли работу и решились на крайние меры — оставить родной дом. И несмотря на то, что в весенний период мы повышаем стоимость, то сейчас этого делать не стали. Единственное мы теперь не принимаем бронь на месячное проживание, так как по нашему бизнес-плану количество таких броней превышено», — говорит Марина Тен.
Заместитель директора Oscar Boutique Hotel Малика Таваккалова сообщила, что оставила цены сниженными на 20−30% с целью облегчить проживание иностранных граждан.
В большинстве случаев гостей интересует ситуация с COVID-19, а также регистрация иностранных граждан, открытие карт и счетов в местных банках.
По словам опрошенных владельцев гостиничного бизнеса, с возросшим количеством постояльцев они справляются, но трудности у гостей все-таки возникают.
Так, международные платежные системы Visa и Mastercard решили ограничить свою работу в России. Примечательно, что до 8 марта граждане еще могли беспрепятственно оплачивать проживание, но теперь оплата за рубежом недоступна и им приходится находить иные пути.
«Сложности с использованием карт вместе с рядом санкций у всех, скорее всего, появились. Лично у наших гостей проблем с оплатой не было. Но могу сказать, что к моменту приезда у многих просто-напросто не было наличностей, но люди находили способы и решения — обращались в местные банки. Многие банки «пересшивают» терминалы, чтобы они принимали российские карты «Мир», — рассказывает Павел Вульф.
Помимо небольших проблем с оплатой эксперты говорят о трудностях с интернетом.
«Несмотря на высокую скорость интернета, он временами гостей подводит. Сейчас из-за полной загрузки номеров и удаленной работы многих постояльцев скорость начинает хромать», — отметил Сардор Саидмухамедов.
Вдобавок, многие компании разом объявили о помощи в переезде. Так гостиницы и отели бесплатно начали встречать гостей с аэропорта, продумывать организацию туров по горам и городам, а также помогать в поиске работы и жилья.
«В прошлую пятницу для всех клиентов отеля мы провели Welcome Plov: пригласили ошпаза и угостили всех клиентов. Тем самым мы хотели по возможности поддержать людей, которым пришлось вынуждено покинуть родину и заодно познакомить их с нашей культурой» — говорит Марина Тен.
Эксперты отмечают, что никаких прогнозов на этот счет дать не могут. Ситуация непонятна и требует времени.
«Если говорить о прогнозах проживания россиян, украинцев и белорусов, то наверное, это в большей степени зависит от их правительства и решений, к которым они придут. Единственное, что я знаю точно — всем хочется мира», — говорит Малика Шайхова.
Некоторые из опрошенных ответили, что в большинстве своем к ним заселились специалисты IT-сферы и искусства. Более подробная информация о процентном соотношении и количестве прибивших специалистов той или иной сферы остается конфиденциальной, но причины этому ясны.
Так, в Узбекистан в рамках программы релокации, запущенной IT Park, только с начала года приехало свыше трех тысяч иностранных IT-специалистов. Кроме того, IT-компаниям до 2028 года предоставлены льготы и преференции, среди которых — полное освобождение от всех видов налогов, и освобождение импорта оборудования от таможенных пошлин, а также осуществление деятельности дистанционно без аренды офиса и многое другое.
«Жизнь у нас привлекательна низкими ценами, легким способом получения временной регистрации, близостью культур и менталитета, приобретением в сравнении с той же Москвой недорогого жилья и инвестиционной привлекательностью для бизнеса», — делится Малика Таваккалова.
Многие отметили, что несмотря на ситуацию в мире, для Узбекистана поток приезжих — возможность ускоренными темпами развить туристический потенциал, подняв интерес к стране на новый уровень.
«Несмотря на ужасающую обстановку в мире, нам было бы выгодно, если бы государство продумало определенные меры в отношении прибывших — облегчение документации, расширение развлекательно-туристического сектора. Проще говоря, создало бы условия, чтобы иностранным специалистом захотелось у нас остаться на дольше», — отметил Павел Вульф.
Эксперты считают, что в плане туризма возрастет спрос и качество предложения. Заинтересованность к посещению Узбекистана возрастет в разы.