Как ранее писал Spot, международная коалиция Cotton Campaign объявила о снятии глобального бойкота с узбекского хлопка.
Правозащитники на протяжении последних лет отмечали позитивные сдвиги в вопросах защиты прав людей, которые привлекаются к сбору хлопка. Последовательная политика нынешних властей Узбекистана добилась этого исторического решения.
Отмена бойкота может выступать драйвером к росту экономики, стимулировав развитие и дальнейший экспорт текстильной продукции.
Что произошло
История узбекской государственности исторически была неразрывно связана с выращиванием хлопка. В советские времена плантации хлопка занимали до 98% общей площади всех технических культур. В среднем в Узбекистане производилось ежегодно до 4,5 млн тонн хлопка-сырца.
Одним из важных этапов в производстве является сбор хлопка. Уборка урожая происходит с помощью машин или вручную. В период независимости власти Узбекистана сделали выбор в пользу ручного сбора хлопка.
Такой способ требовал привлечения тысячи свободных рук, которым было необходимо платить достойную заработную плату. Это все приводило к увеличению издержек, что означало снижение экспортной выручки. Государство зарабатывало на покупке хлопка у фермеров по заниженным ценам и продавало на мировом рынке по рыночным.
Для сбора хлопка использовали труд детей, а также работников бюджетных организаций, студентов. По данным правозащитников, в 2013 года для сбора хлопка привлекли до 5 млн человек.
Детский труд и нарушения прав человека при сборе хлопка вызывали высокую озабоченность у западной общественности. Международным компаниям при покупке хлопка важен сам процесс производства, включая сбор урожая.
При доминировании подхода «корпоративной социальной ответственности» (Corporate Social Responsibility), принимающий во внимание также защиту прав человека, западные фирмы не могли покупать узбекский хлопок, который собирался с использованием принудительного труда. Покупка такого хлопка являлась своего рода поддержкой устоявшейся практики и проявлением неуважения к тематике прав человека.
Все это привело к тому, что в 2009 году группа из 331 международного бренда и ритейлера объединилась в международную неправительственную организацию Cotton Campaign, объявившей бойкот хлопковой продукции Узбекистана. Среди компаний, бойкотировавших узбекский хлопок — Adidas, Amazon, Burberry, Disney, Gap, Gucci, Ikea, Lacoste, Nike, Puma, Uniqlo, Zara и многие другие, которые скорректировали свои цепочки поставок так, чтобы покупать волокна у других стран.
С приходом Шавката Мирзиёева подход к данному вопросу начал претерпевать значимые изменения. Правительство ввело уголовную ответственность за использование принудительного труда взрослых, отменило квоты на производство хлопка, увеличило размер оплаты труда сборщиков хлопка, а также улучшило рабочие условия, привлекая в основном добровольцев для сбора урожая.
Руководство страны действовало в соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и Всемирного банка. 1 марта нынешнего года МОТ признала, что Узбекистану удалось полностью исключить принудительный и детский труд из производственного цикла в хлопководстве в 2021 году.
Отмена бойкота на узбекский хлопок облегчит процесс сотрудничества с международными компаниями, включая процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в страну. Кооперация в данном вопросе обеспечит устойчивый рост экономики и наращивание экспорта текстиля за рубеж.
«С отменой бойкота устраняется последнее серьёзное препятствие для расширения экспорта хлопковой продукции из Узбекистана на мировой рынок, а также для привлечения иностранных инвестиций в текстильную отрасль», — заявила Председатель Сената Олий Мажлиса и председатель Национальной комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду Танзила Нарбаева.
Как отметил Шавкат Мирзиёев, исключение коалицией Cotton Campaign Узбекистана из «черного списка» открывает для страны новые рынки.
По словам президента, после снятия ограничений и в результате переработки сырья можно дополнительно экспортировать готовую продукцию на $1,5 млрд.
Хлопковый вопрос
В независимом Узбекистане объемы производства хлопка значительно снизились по сравнению с советской эпохой. Если в СССР в стране производилось до 4,5 тонн хлопка-сырца ежегодно, то на сегодняшний день — 3−3,5 млн тонн (6 место в мире). Уменьшение выделяемых площадей под хлопковые плантации позволяет сажать другие культуры.
Хлопок является необходимым сырьем для текстильной промышленности. Производство сырья внутри страны может покрыть нужды местных производителей, сокращая их издержки, а также зависимость от импорта из других стран.
В период с 2017 по 2019 год объем производства хлопка находился на уровне ниже 3 млн тонн. Однако в последующие годы данный показатель значительно возрос, достигнув отметки в 3,4 млн тонн в 2021 году. По словам президента, удалось добиться роста урожайности на 6,3% с одного гектара, что обеспечило дополнительно 422 тыс. тонн хлопка-сырца. Увеличение производства хлопка-сырца диктуется в первую очередь возросшими потребностями местной текстильной промышленности.
На долю агрокластеров приходится 100% собираемого хлопка. На сегодняшний день на территории страны действуют 651 агрокластер. Доля агрокластеров в сборе хлопка стабильно росла на протяжении последних лет.
Данные по динамике экспорта хлопка-волокна демонстрируют снижение зависимости страны от продажи данного вида продукции. Если в 2010 году экспорт хлопка приносил до $1,5 млрд, то уже к 2018 году чуть больше $200 млн или примерно 2% от суммарного экспорта.
По словам министра инвестиций и внешней торговли Сардора Умурзакова, с 2020 году Узбекистан перестал экспортировать хлопок-сырец за рубеж. Весь производимый хлопок перерабатывается внутри страны, а на экспорт идет в основном продукция с более высокой добавленной стоимостью.
Текстильная промышленность
В последние годы текстильная и швейная промышленность переживают бум производства и инвестиций. В период с 2016 по 2020 год в регионах было реализовано 288 проектов на сумму в $2,3 млрд.
В отрасли функционируют более 8 тыс. предприятий. Если объем производства продукции предприятиями в 2016 году составил 12,6 трлн сумов, то уже в 2021 году — 51,7 трлн сумов или 7% ВВП страны.
Занятость в отрасли составила порядка полумиллиона человек, увеличившись в более чем в два раза по сравнению с 2016 годом, когда занятость составляла менее 200 тыс. человек.
Удельный вес производства текстильной продукции в структуре обрабатывающей промышленности вырос с 12% в 2020 году до 13,7% в 2021. Физический объем произведенной продукции за 2018−2021 годы увеличился сразу на 47%.
Объем производства одежды составил 13,284 трлн сумм или 2% ВВП страны. Если объединить показатели текстильной промышленности и производства одежды, то они вместе обеспечивают вклад в 9% ВВП Узбекистана.
Экспорт текстильной продукции
Увеличение производственного потенциала текстильной промышленности способствует увеличению экспорта за рубеж. В структуре экспорта текстильная продукция уверенно занимает второе место, уступая лишь золоту. Однако в последние годы текстильная промышленность наращивает свой экспортный потенциал. В ближайшем будущем эта статья экспорта может стать доминирующей во внешней торговле.
Динамика экспорта текстильной продукции демонстрирует двукратный рост объема экспорта текстиля с 2018 по 2021 год. В 2021 году экспорт достиг психологической отметки в $3 млрд. Даже в кризисный 2020 год не помешал росту экспорта текстильной продукции.
Одновременно с увеличением абсолютных значений растет доля текстильной продукции в общем объеме экспорта. Если на протяжении 2018 и 2019 годов удельный вес текстильной продукции не превышал и 10%, то уже в 2021 году ее доля увеличилась в 2 раза и составила уже 18%. Например, золото заняло почти четверть от общего экспорта страны в минувшем году.
Основным товаром для экспорта в структуре текстильной продукции является хлопчатобумажная пряжа. Она занимает больше половины от всего объема экспорта в 2021 году. За последние четыре года был зафиксирован рост экспорта пряжи х/б в 2,5 раза. В целом все статьи экспорта текстильной продукции показывали уверенный рост. Например, вторым товаром после пряжи х/б стали готовые трикотажные и швейные изделия, которые в прошлом году обеспечили приток в $644 млн к экспорту страны.
Текстильная продукция Узбекистана экспортируется в более чем 50 стран мира, включая страны Европейского союза.
Абсолютным лидером по импорту узбекского текстиля является Россия, значительно опередив ближайшего конкурента в лице Китая. В 2021 году Турция смогла выйти на 3 место, оставив позади Кыргызстан. В остальные страны экспортируется лишь незначительный объем текстильной продукции.
Главные страны-партнеры, закупающие узбекский текстиль, суммарно занимают более 80% от общего уровня экспорта данного вида продукции. Около трети всего экспорта текстильной продукции направляется только в Россию. В прошлом году на Китай, Турцию и Кыргызстан приходилось больше половины экспорта. Это свидетельствует о низком уровне диверсификации рынков сбыта.
Что будет дальше
Снятие бойкота с хлопка со стороны международного сообщества открывает перед Узбекистаном большие возможности для экономического роста страны. Однако для этого необходимо предпринять определенный ряд шагов, которые позволят республике выжать максимум из сложившийся ситуации. В качестве мер, которые необходимо предпринять, можно выделять следующие:
Стимулирование производства и дальнейшего экспорта текстиля
Государство обладает необходимым набором инструментов для стимулирования роста текстильной промышленности. Быстрорастущая отрасль нуждается в государственной поддержке, которая может выражаться по-разному.
В частности, необходимо снижать налоговую нагрузку на производителей текстильной продукции. Это должно идти рука об руку с уменьшением бюрократии и бумажной волокиты, а также многочисленных проверок с целью минимизации коррупционных рисков. Чем ниже издержки производителей, тем выше их конкурентоспособность на мировом рынке. С ростом объема производства вырастут налоговые поступления в бюджет, а от этого выиграет вся страна.
На совещании по вопросам совершенствования налоговой сферы Шавкат Мирзиёев призвал наладить налоговую систему путем снижения налоговой нагрузки с 28% до 25% к 2026 году. По словам президента, налоговая система должна активно участвовать в трансформации государственных предприятий, ориентируя их на снижение издержек и финансовую стабильность. Президент подчеркнул, что иностранные инвесторы первым делом интересуются налоговой нагрузкой в стране, что оказывает прямое влияние на уровень инвестиций в экономику.
Привлечение прямых иностранных инвестиций
Узбекистану следует сделать ставку на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну. Согласно обзору Министерства экономического развития Узбекистана, отсутствие роста ПИИ ставит под угрозу планы по достижению высоких темпов инклюзивного роста и сокращения бедности.
Для их привлечения необходимо способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата. Это предполагает защиту прав частной собственности, борьбу с коррупцией, низкий уровень бюрократизации экономики, независимую судебную систему и снижение налоговой нагрузки.
ПИИ способствуют притоку в страну дополнительного капитала, позволяющего увеличить объем производства, обновить технологическую базу, получить доступ к передовым технологиям и привлекать высококвалифицированные кадры.
Диверсификация экспорта
В основном экспорт текстильной продукции идет в несколько стран. На долю России и Китая приходится больше половины от всего объема. Низкий уровень диверсификации экспорта создает дополнительные риски, из-за зависимости от экономической и политической ситуации в этих странах.
Например, страны Запада наложили санкции на Россию, которые усложнили процесс торговли с ней. Россия импортирует около трети текстильной продукции, поэтому риски для устойчивости ее экономики являются рисками и для Узбекистана. В связи с этим, необходимо искать новые рынки сбыта своей продукции.
11 марта Шавкат Мирзиёев на совещании призвал «находить новые рынки» для экспорта. Для этого необходимо снижать торговые барьеры на пути узбекской продукции. Присоединение Узбекистана в 2021 году к системе преференций GSP+ позволяет экспортировать беспошлинно 6200 видов товаров в страны ЕС, включая текстильную продукцию.
На сегодняшний день в страны ЕС экспортируется текстильной продукции на сумму в $100 млн. Освоение новых зарубежных рынков позволит увеличить производство, а также занятость в текстильной промышленности.
Увеличение в экспорте доли готовой продукции
В структуре экспорта текстильной продукции доминирующую роль занимает хлопчатобумажная пряжа, на которую приходится до половины от всего объема. Однако пряжа х/б является полуфабрикатом, который необходим для получения конечного продукта.
В соответствии со Стратегией развития до 2026 году Узбекистан переориентируется на экспорт готовой продукции, так как она обладает более высокой добавленной стоимостью (прибылью). Для производства конечной продукции нужны прямые иностранные инвестиции, которые приведут к повышению производственного потенциала.
Ускорение вступления в ВТО
В период независимости Узбекистан так и не стал членом Всемирной торговой организации (ВТО), которая призвана способствовать росту международной торговли. По словам президента Узбекистана, если республика станет членом ВТО, то для узбекской продукции будут снижены пошлины и барьеры для доступа на зарубежные рынки. Вступление в организацию способствует росту конкуренции в экономике страны, что приведет к повышению экспортного потенциала текстильной продукции из Узбекистана.
Сотрудничество с другими странами
На сегодняшний день основное производство одежды приходятся на азиатские страны, включая Китай, Бангладеш и Вьетнам. В целях повышения производства и экспортного потенциала важно наладить сотрудничество со странами-лидерами в этой области.
Если со стороны западных брендов можно ожидать притока прямых инвестиций после снятия бойкота, то страны Азии могут поделиться своим опытом по налаживания производственных и логистических цепочек в текстильной промышленности.
В начале сентября 2021 года в Ташкенте прошел узбекско-бангладешский бизнес-форум, в котором участие принял министр внешней торговли и инвестиций Узбекистана. В ходе форума участники отметили широкие возможности для двустороннего сотрудничества в текстильной и кожевенно-обувной промышленности. Аналогичное сотрудничество в текстильной отрасли может быть установлено и с другими странами, специализирующимися на производстве одежды.
Узбекистан самостоятельно производит хлопок-сырец, обеспечивая себя необходимым сырьем. В стране также имеются возможности по переработке сырья и производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
Однако для увеличения доли готовой продукции в экспорте нужны ПИИ, а для привлечения которых необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. В этих условиях также важно облегчить экспортерам текстильной продукции доступ на зарубежные рынки. Вступление Узбекистана в ВТО, а также заимствование опыта стран-лидеров поспособствует росту экспортных возможностей, что в конечном итоге обеспечит приток иностранной валюты, увеличит занятость в экономике, а также приведет к экономическому росту.