Как уже писал Spot, российский облачный провайдер Selectel вышел на рынок Узбекистана в 2020 году, став резидентом IT Park. Страна стала первым зарубежным рынком для компании. Глава Selectel Олег Любимов в колонке для Spot представил своё видение местной IT-индустрии и её перспектив.
Руководитель отдела в Selectel Александр Худяков рассказал, как компания выходила на рынок Узбекистана. Своим мнением эксперт поделился в блоге компании на портале «Хабр».
По его словам, компания выбрала Узбекистан в силу нескольких факторов:
- рост цифровизации в стране — в 2019 году в Ташкенте открылся IT Park, руководство и резиденты которого были заинтересованы в сотрудничестве с провайдером инфраструктуры;
- принятие закона о персональных данных — местные компании обычно пользуются услугами международных провайдеров, которых новый закон обязал хранить личные данные внутри страны;
- низкая конкурентность рынка — провайдеров инфраструктуры в стране хотя и немало, но они, как правило, предлагают исключительно vps (virtual private server), то есть отдельные серверы с ограниченным функционалом под базовые задачи;
- наличие местного эксперта — компания рассматривала представителя, хорошо знакомого с рынком, как проводника в локальный бизнес.
В качестве проблемных точек представитель компании назвал дорогой интернет, пропускную способность каналов и лимиты по объёму трафика, а также необходимость получать разрешение «Узбектелекома», чтобы поднять VPN-соединения. Любой UDP-трафик в VPN-туннеле, который не одобрен государственным оператором, будет заблокирован. Весь внешний трафик местных провайдеров проходит через его маршрутизаторы, подчеркнул собеседник.
Если на пограничных роутерах «Узбектелекома» происходит поломка, падает связь Узбекистана с миром. Для провайдера инфраструктуры это означает необходимость гарантировать отказоустойчивость внутри страны. При этом сложно контролировать устойчивость внешних коммуникаций.
MVP (минимально жизнеспособный продукт) компании стало облако Selectel. Его выполнили в виде отдельной инсталляции, не связанной с остальными регионами облачной платформы. Сначала поставили в Ташкент не очень большие хосты и разработали отдельную панель управления. Здесь не было плавающих IP (каждому клиенту создавалась публичная подсеть), VRRP и виртуальных роутеров.
В апреле 2021 года компания решила создавать uz-1 — новый регион в составе облачной платформы в Узбекистане. Регион — это группа оборудования, которая размещена в отдельном дата-центре. У каждого региона обособленное от других подключение к линиям электроэнергии, автономные источники электропитания и охлаждения, выделенные каналы связи. Так выполняется базовое требование отказоустойчивости облака — возможный сбой в одном дата-центре не повлияет на все регионы.
Облако развернули довольно быстро — ехать в Ташкент для этого не пришлось, всё сделали удаленно. Но подключение и запуск физических серверов под регион облака происходили при личном присутствии инженеров компании, которые посетили дата-центр. Программная часть создания облака заняла около 3 недель. Запускать часть процессов было проще, чем в уже сформировавшихся регионах. Например, бэкапы по расписанию в Ташкенте появились раньше, чем в Москве.
Больше времени заняла организация физической составляющей облака. Под проект выделили мощные серверы с многоядерными процессорами, которые позволяют подключать множество клиентов без ущерба качества. Выбор конфигурации серверов помог экономнее разместиться в дата-центре.
В качестве дата-центра, исходя из соотношения «цена/качество», компания выбрала Uzinfocom, а инженеры Selectel сделали регион в облаке отказоустойчивым. Специалисты компании самостоятельно сделали резервирование оптических каналов — это было нужно для повышения стабильности оптической сети. Серверы, на котором создан регион, стоят в разных стойках дата-центра, поэтому базовое резервирование есть и на уровне инфраструктуры, пояснил Александр Худяков.
Предпринятые меры помогли избежать сбоев вовремя январского блэкаута — облако продолжало работать.
Сейчас клиенты uz-1 в основном местные и российские компании, в подавляющем большинстве — малый и средний бизнес, плюс несколько крупных игроков. По сферам — это ритейл, e-commerce, разрабочики ПО, финансовый сектор и промышленность. В Узбекистане пока не представлены специфические IaaS-продукты (виртуалки с GPU или высокочастотные инстансы HighFreq Line), спрос на которые отсутствует.
Компания планирует масштабировать регион и расширять функционал сервиса в стране. Клиентам будут предоставлены все PaaS-сервисы. На очереди к подключению в Узбекистане облачные базы данных и объектное хранилище.
Ранее Spot писал, что шведская IT-компания Sigma Software выходит на рынок Узбекистана.