STARGAZER — креативное агентство полного цикла работающее по всему спектру задач — от рыночных исследований и маркетинговых стратегий до производства рекламы и проведения рекламных кампаний.
Создано в 2021 в году посредством слияния artōgraph и X Marketing. Сегодня в их портфолио есть ряд проектов с крупными и многим известными брендами, компаниями.
Среди них — ребрендинг мобильного оператора UMS (ныне Mobiuz), продакшн рекламных роликов для платежного сервиса Zoomrad, набравших более 2 млн просмотров в социальных сетях и на YouTube, разработка бренда Джизакской области, а также управление социальными сетями Lay’s и многое другое.
Предприниматель рассказал Spot об истории компании, команде, причинах объединения двух предыдущих проектов и планах на будущее.
Все произошло спонтанно
Работать я начал в 16 лет и в течение следующих 20 лет часто менял место работы и род деятельности.
В начале трудового пути я пробовал быть переводчиком, преподавателем английского языка, издавал журнал и продавал машины, был сначала закупщиком, после управляющим популярного кафе, ресепшионистом и заместителем генерального менеджера ведущего отеля — пока все это не привело меня к Москве.
Там я занимался многим — управлял маркетингом быстрорастущего e-commerce проекта и ведущего разработчика мобильных игр, создавал свой первый стартап и помогал их создавать другим. А потом, после шести лет жизни там, внезапно вернулся в Ташкент и основал свое первое агентство.
Годы работы в индустрии гостеприимства научили меня быть внимательным и учтивым по отношению к клиентам, жизнь в Москве показала, что я могу так же, а то и лучше, а агентства позволили мне наконец-то стать собой, и найти своё призвание.
В моменты принятия важных решений я стараюсь безоговорочно прислушиваться к своему внутреннему голосу. В начале 2017 года он подсказал мне, что пришло время собрать все накопленные знания, опыт и направить их на создание чего-то значимого.
Так, в феврале 2017 года мы открыли двери в удивительное приключение, создав наше первое диджитал-агентство — X Marketing.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Мы начинали дело вместе с товарищем и искали способ заявить о себе как можно ярче, потратив при этом как можно меньше денег. Таким способом оказалась пробежка на 80 км от Ташкента до Чарвака, которую мы в течение 20 часов транслировали в прямом эфире.
Я выложил в Facebook видео-обращение, в котором изложил суть своего плана и озвучил честное намерение — привлечь как можно больше внимания к открытию агентства.
А чтобы было интереснее за нами наблюдать, придумали конкурс и предложили людям угадать время, за которое мы преодолеем заявленную дистанцию и получить за это новенький Iphone.
За один день эфир посмотрели 55 тыс. раз. Время указанное победителем отличалось от фактического всего на три секунды. Это была единственная инвестиция в создание агентства — что-то порядка $650.
В первую же неделю у нас появились три первых клиента — кафе Friends, испанская плитка Navarti и ментальная арифметика UCMAS.
В то время наиболее востребованной услугой был SMM, за который мы брали $200 и были счастливы.
Сейчас этот ценник в 10 раз выше, зато команда в 20 раз круче.
С тех пор, сильно изменились и расходы клиентов на диджитал-рекламу. Например, в первый год работы агентства общий бюджет наших клиентов на таргетированную рекламу составил около $7 тыс., а в 2021 году эта цифра исчислялась уже в сотнях тысяч.
Мы довольно быстро росли — в узких кругах о нас начинали говорить, клиенты становились крупнее и интереснее. За первый год нам удалось поработать с платежным сервисом CLICK, девелоперами Novastroy и FDG, магазинами Home Market и Senõr&Senõrita.
artōgraph. В конце 2018 года мы получили серию заказов по разработке логотипа и фирменного стиля. Некоторые из них требовали большей квалификации чем та, которой обладал в тот момент X Marketing, и я решил собрать команду крутых графических дизайнеров, желательно что-то понимающих в брендинге.
К счастью, нам удалось сделать то, что на тот момент казалось совершенно невыполнимым — за одну неделю мы взяли в команду сразу четверых хороших специалистов. Вместе с ними и родилось брендинговое агентство artōgraph.
В отличие от первого агентства, запуск второго уже требовал более значительных вложений. Первые пару-тройку месяцев поступлений от проектов было недостаточно для покрытия основных расходов. На запуске было вложено порядка $20 тыс. — в основном в технику для команды и на выплату зарплат.
Первым нашим ярким проектом стала разработка инвестиционно-туристического бренда Джизакской области в рамках программы развития региона «Илгор худуд».
Мы пригласили бренд-стратега из России, путешествовали по области, общались с жителями и руководством региона, разработали позиционирование и платформу бренда, создали нетипичный логотип, современный стиль и получили результат.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Наши старания с Джизаком не прошли даром и вскоре мы получили приглашение на участие в тендере по ребрендингу мобильного оператора UMS. Предстоящая задача была масштабнее и сложнее всего того, что нам приходилось делать до этого, но нас это не останавливало и мы выиграли тендер.
Создавая бренд Mobiuz мы укрепились в стратегии, продвинулись в айдентике, научились снимать рекламу и даже умудрились организовать мероприятие презентации бренда. Но сейчас я понимаю, что главным итогом проекта стало то, что мы впервые задумались о слиянии.
Слияние агентств
Со временем проект Mobiuz стал очень масштабным и ресурсов брендингового агентства уже не хватало. Тогда я стал подключать к задачам команду X Marketing, которая на тот момент уже около года работала самостоятельно, без моего прямого операционного участия.
Первый шаг навстречу слиянию был в том, что нам надо было съехаться в общий офис. Хотя агентства располагались через дорогу друг от друга, команды пересекались редко и люди были мало знакомы.
После долгих изнурительных поисков подходящего помещения мы по счастливому случаю оказались в уютном частном доме. Не раздумывая, внесли оплату за аренду, и в этот же вечер узнали о том, что со следующего дня объявляется первый карантин. Пришлось перейти на удаленку и по-настоящему объединиться под одной крышей удалось только через несколько месяцев.
Целый год мы просто учились работать вместе — делили задачи, выстраивали общие процессы, лучше узнавали друг друга, настраивали коммуникацию. Для меня было важно провести слияние максимально органично, чтобы в момент единения под общим знаменем мы уже были слаженной командой с налаженными процессами.
Оставалось решить, каким именно будет это знамя. Я посчитал, что было бы несправедливо говорить ребятам из X Marketing, что они теперь artōgraph или наоборот. Каждая команда гордилась своими достижениями, своей историей, и не хотела бы лишаться этого в пользу второго. И мы решили написать новую историю, которая лучше бы отразила нынешние стремления, коллективный опыт, призвание и наши мечты.
STARGAZER. В дословном переводе с английского, stargazer — это человек любующийся звездами. И весьма кстати, этим словом стали называть мечтателей — людей, которые видят в своем будущем что-то хорошее, большое, ценное, и усердно двигаются в этом направлении. Создавая новое агентство, мы хотели понять для себя его миссию, главную причину для его существования и после долгих размышлений слова сложились в следующее:
STARGAZER — это культура, вдохновляющая творческие таланты становиться лучшей версией себя, чтобы помогать хорошим компаниям строить осмысленные взаимоотношения с их клиентами.
Фото: личный архив Stargazer
Я горд тем, что мы строим не агентство, а культуру, и каждый «мечтатель» по-своему помогает ей эволюционировать. У нас нет временных и географических рамок — каждый работает в свое удобное время и в удобном месте, главное в срок выдавать результат надлежащего качества.
Мы верим, что человек наиболее продуктивен, когда он занят тем, что доставляет удовольствие и то, что у него хорошо получается, поэтому мы подталкиваем ребят менять должности внутри агентства, примерять новые навыки и роли, пока не найдется то, что по-настоящему будет приносить удовольствие.
Например, Лазиза пришла к нам два года назад на позицию копирайтера, потом попробовала себя в роли моего ассистента, затем стала менеджером проектов и в итоге нашла себя в пиаре, в котором сейчас успешно, и главное с удовольствием, развивается.
Еще одним поводом для гордости является то, что у нас в команде появился Happiness Coach. Она сочетает в себе психолога и HR-менеджера, который индивидуально работает с каждым сотрудником агентства и помогает нам жить более полной, продуктивной и счастливой жизнью.
Например, мы ежедневно выполняем интересное упражнение: вся команда встает в круг, в него по очереди входит человек и каждый по кругу говорит что-то позитивное в адрес стоящего в центре, за что-то хвалит. Это оказалось настолько полезным, что трудно переоценить важность подобных атрибутов нашей культуры.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
В стремлении становиться лучшей версией себя, каждый из нас участвует в STARGAZER Monthly Challenge. Мы придумали игру, в которой каждый член команды ставит себе три цели на месяц — сделать вклад в себя, вклад в скиллы и вклад в команду.
Команды делятся по отделам, набирают баллы за достигнутые цели, а победители получают денежные призы, которые они затем чаще всего тратят на что-то для офиса и коллег.
Наша естественная эволюция привела нас к созданию рекламного агентства полного цикла. Это означает, что мы работаем от А до Я, а наши клиенты получают возможность решать очень широкий спектр задач через «единое маркетинговое окно».
Сегодня, полный цикл агентства состоит из стратегии, дизайна, креатива, продакшена и медиа.
В полноценной цепочке это выглядит примерно так: мы проводим рыночные исследования на основе которых формируются стратегии, от которых отталкиваются дизайн-системы и креативные концепции, которые воплощаются в жизнь нашим фото и видео продакшном для размещения в рекламной кампании, которую мы сами спланировали, провели и подытожили. А потом все начинается сначала, но уже с новообретенным опытом.
Агентство в цифрах
Пять лет назад мы работали вдвоем сидя в кофейне и мечтали о гораздо меньшем. Сегодня нас 28 человек. В прошлом году оборот нашего агентства впервые превысил 7 млрд сумов. В этом году точно пробьем отметку в $1 млн.
По итогам первого года работы весь оборот X Marketing составил чуть больше 200 млн сумов, а сегодня это только месячная зарплата команды.
По мере того, как доходы агентства растут, мы продолжаем сохранять традицию реинвестирования прибыли в свое развитие — обновляем «железо» для выполнения более сложных проектов, летаем на международные фестивали, регулярно вкладываем в онлайн и офлайн образование, нанимаем новых работников.
За пять лет изменились и цены на наши услуги. Мы прошли непростой путь от «работаем за гроши» до «работаем, если интересная задача», и это одна из ключевых трансформаций нашего агентства.
Так, комплексный брендинг с позиционированием, платформой, айдентикой и внедрением стоит от 225 млн сумов, SMM начинается от 15 млн сумов в месяц, средний бюджет на производство рекламного ролика от сценария до сдачи колеблется в диапазоне 150−250 млн сумов, планирование и проведение интегрированной рекламной кампании имеет смысл при бюджете от 1 млрд сумов.
На рынке мы не самые дешевые, но и не самые дорогие. Возможность работать с одним клиентом по широкому набору услуг позволяет нам оптимизировать расходы и для себя, и для клиента.
Усвоенные уроки и принципы
Я всегда был того мнения, что на падениях учишься лучше, чем на взлетах. И падений, а соответственно и уроков за эти годы было достаточно и вот несколько из них:
- Позволь людям совершать ошибки. За последние годы я прошел путь от руководителя не прощающего ошибок, до лидера, побуждающего команду совершать их как можно больше. Тут главное, чтобы команда состояла из людей, которые хорошо на них учатся. Я понял, что если взять толкового человека, дать ему интересную задачу, обеспечить ресурсами для ее выполнения, а потом просто уйти в сторону, то начинает происходить бурное развитие и личности, и профессионала.
- Не работай с клиентом, с которым не хочется работать. Опыт показывает, что любые дисфункциональные отношения между агентством и клиентом наносят колоссальный урон по эмоциональному состоянию, боевому духу и лояльности команды агентства. Мы для себя решили, что оно того не стоит.
- Утром деньги, вечером стулья. Нам достаточно было пару раз побегать за своими честно заработанными деньгами, чтобы понять, что мы так больше не хотим. С тех пор у нас во всех договорах по-умолчанию прописана 100% предоплата, и как ни странно, в преимущественном большинстве договоров, это условие соблюдается. Секрет оказался в том, что нужно постоянно расти — это культивирует уверенность в себе и команде, с которой проще отстаивать свои интересы.
- Culture-fit важнее job-fit. Я пришел к выводу, что соответствие человека культуре агентства ценнее его профессиональных навыков — одному можно научить, другому нет. На собеседованиях я теперь задаю больше вопросов о личности и жизненном опыте и меньше о специализации и трудовых заслугах. Человек, который органично вписался в нашу культуру будет более открыт к поиску лучшей версии себя, развитию своих талантов и преследованию своих мечт.
Фото: личный архив Искандера Хаитбаева
О планах на будущее
Мне потребовалось пять лет, чтобы понять, какое агентство я хочу создать. Сейчас моей главной задачей является совершенствование механизмов, поддерживающих команду в постоянном развитии и стремлении каждого становиться лучшей версией себя.
Я думаю, что в течение следующих двух лет на узбекском рынке рекламы появится новая лига следующего уровня и я хочу в ней играть. Эволюция рынка привела к появлению сильных локальных команд во всех категориях, готовых решать масштабные задачи для крупных клиентов с большими бюджетами для реализации глобальных замыслов. Это делает игру интересней и мы к ней готовы.
В рамках нашей стратегии мы приняли решение, что хотим построить независимую сетку, и планируем первое агентство за пределами Узбекистана в перспективе двух-трех. А почему нет?
Два года назад я бы скептически к этому отнесся, но сейчас я полон решимости и сил как никогда раньше. Небольшой, но все же хоть какой-то кусочек пирога, я думаю, нам ухватить удастся.