Шавкат Мирзиёев 24 марта утвердил параметры проекта «Реформа налогового администрирования» с участем Всемирного банка. Постановление доступно в базе данных законодательства Lex.uz.
Совет директоров Всемирного банка в июне прошлого года решил выдать Узбекистану заем в $60 млн на 30 лет, включая 5-летний льготный период. Средства выделяются через Международную ассоциацию развития — структуру, входящую в состав ВБ.
Проект рассчитан на 5 лет — 2022−2027 годы. Его основные цели:
- довести автоматизацию процессов исчисления и уплаты налогов до 90%;
- полностью охватить бизнес электронными услугами, увеличив число услуг, оказываемых налоговыми органами;
- довести собираемость НДС до 75% за счёт полной автоматизации процессов его сбора;
- вдвое сократить время, затрачиваемое налогоплательщиками на подготовку и сдачу налоговых отчётов, уплату налогов.
Ответственным за координацию проекта и использование займа определен ГНК, при котором создаётся группа реализации проекта.
Республиканский бюджет берёт на себя погашение долга, выплату процентов, комиссий и расходов по обслуживанию займа, а также возмещение таможенных пошлин, налогов (кроме зарплатных) и сборов. Вклад Узбекистана в налоговые и таможенные платежи оценивается в $12 млн.
Проект включает в себя четыре компонента.
1. Автоматизация основных бизнес-процессов налогового администрирования. Субкомпоненты:
- внедрение новой интегрированной инфосистемы налоговых органов;
- обновление технической инфраструктуры (Центр обработки данных);
- повышение потенциала в сфере планирования и управления ИКТ;
- управление рисками стихийных бедствий и обеспечение непрерывности деятельности.
2. Предотвращение налоговых барьеров для сокращения теневой экономики. Субкомпоненты:
- укрепление потенциала ГНК в сфере обеспечения налоговых требований;
- стимулирование добровольного соблюдения требований;
- развитие конструктивного сотрудничества с частным сектором.
3. Укрепление кадрового и институционального потенциала. Субкомпоненты:
- повышение институционального потенциала ГНК для дальнейшего эффективного управления работниками;
- создание организационных функций для поддержки достижения стратегических целей налоговыми органами;
- профессиональное развитие работников налоговой службы.
4. Нетехнический компонент — поддержка управления проектом.
Соглашение по финансированию проекта от имени государства подпишет министр финансов Тимур Ишметов.
ГНК и Мининфоком в ближайший месяц проведут цикл учебных занятий для работников налоговой службы, чтобы ознакомить их с возможностями новых информационных технологий и программных продуктов в сфере налогообложения.
МИД по заявкам ГНК будет оформлять въездные визы зарубежным специалистам, участвующим в реализации проекта, без взимания сборов в счёт возмещения консульских и фактических расходов.
Ранее Spot писал, что к 2026 году налоговую нагрузку планируют снизить до 25%.