Узбекистан на прошлой неделе запустил проект по строительству Трансафганской железной дороги. Об этом сообщает пакистанское издание The News International.
Проект магистрали, оцениваемой в $5 млрд, соединит Центральную Азию с портами Пакистана. Благодаря ему товары из региона смогут быстрее и дешевле добираться до мирового океана, отмечает издание.
На выходных, 26−27 марта, в Термезе встретилась узбекско-афганско-пакистанская трёхсторонняя группа, чтобы обсудить вопросы сотрудничества в транспортной и логистической сфере. Представители Пакистана выразили особую благодарность за встречу.
«Железная дорога Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар может стать поворотным фактором для будущего региона», — отметил глава пакистанской комиссии по инвестициям Мухаммад Азфар Ахсан.
Афганистан давно называли «сердцем Азии» из-за его связующей роли между частями континента, добавил чиновник. По его словам, новый проект поможет стране присоединиться к китайскому проекту «пояса и пути».
Мухаммад Азфар Ахсан подчеркнул важность транспортных связей для современной экономики. Центральноазиатским странам необходимы торговые связи на южном направлении — как дополнение к северным, западным и восточным маршрутам.
В ходе встречи также обсуждались проблемы с автомобильными перевозками грузов между тремя странами и возможные решения. Затрагивалась тема условий грузоперевозок через Пакистан и увеличения взаимного товарооборота.
По итогам встречи были подписаны меморандумы и соглашения с 7 компаниями из Пакистана и Афганистана, заявила пресс-служба Минтранса.
Южное направление
Узбекистан уже несколько лет делает шаги по увеличению роли южных путей поставки грузов во внешней торговле. Отмечается, что это более быстрый и дешёвый выход к морским портам. В ноябре 2021 года в Пакистан прибыл первый транзитный груз из Узбекистана.
Пакистан, в свою очередь, упростил транзит для узбекских дальнобойщиков — грузовики могут въезжать в страну, не внося залог по въездным сборам. В феврале президент Шавкат Мирзиёев утвердил соглашение о транзитной торговле с Пакистаном.
Однако до недавнего времени начинаниям мешала ситуация в Афганистане. Прохождение афганской таможни осложняла коррупция, а после прихода «Талибана» — отсутствие профессиональных навыков у проверяющих, из-за чего грузы могли задержаться на неделю.
В январе афганское временное правительство утвердило маршрут железной дороги, дающей Узбекистану выход к пакистанским портам. Как отмечал Мирзиёев, этот проект поможет диверсифицировать транспортные пути и рынки экспорта, а также сделать транзит дешевле.
Транзит через Афганистан стремительно активизируется. В начале марта Пакистан запустил поставки мяса узбекским потребителям, а немного позже Индия впервые отправила в Узбекистан транзитный груз через пакистанскую и афганскую территорию.
Ранее Spot писал, что узбекский бизнес примет участие в восстановлении афганской экономики.