Spot запускает новую рубрику, где иностранные специалисты, которые многие годы или всего пару месяцев живут в Узбекистане, рассказывают о переезде, работе и их оценке бизнес-атмосферы в стране.
Многие из тех, кто прилетел недавно, сумели адаптироваться — найти жилье и работу, планируя остаться здесь надолго. Другие же продолжают работать удаленно, а свое пребывание считают временным.
Первым героем рубрики об экспатах стал директор по развитию бизнеса «Ситимобил» Евгений Лукьянчиков.
Он родился и вырос в Москве. Его путь в IT-сфере начался с покупки первого микропроцессора и починки компьютеров у знакомых в округе.
После высшего экономического Евгений поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана, где хотел получить второе высшее техническое образование, но бросил, недоучившись, потому что совмещать учебу с активной работой было изнурительно.
Он успел поработать в IBM, занимаясь там IT-инфраструктурой компании Nokia, в 2018—2020 года был региональным директором «Яндекса» в Узбекистане, а сейчас работает в «Ситимобил».
Spot узнал у Евгения о причинах переезда, о том, что важно для тех, кто перебирается в другие страны и как это отразится на бизнесе в Узбекистане.
Удачное стечение обстоятельств
На пятом курсе института, по счастливому случаю я попал в компанию IBM, где работал над IT-инфраструктурой Nokia. Это был 2007 год и моему восторгу не было предела — вся работа велась на английском, который я слабо знал.
Поэтому взялся за его изучение активнее — мучал своих коллег из Финляндии, трижды в неделю занимался с преподавателем, ездил в Лондон и тратил на это половину своего дохода в течении последующих четырех лет.
Спустя два года работы меня направили по программе Nokia looking for talents на оценку моих способностей (ассеcсмент), а по результатам приняли на должность Product manager.
Программа подразумевала, что готовых специалистов не найти, но по совокупности разных способностей есть возможность обучить перспективного сотрудника с нуля. Так я проработал в Nokia в течении следующих пяти лет.
Затем перешел в «Яндекс» в отдел развития бизнеса, а позже был назначен региональным директором в Узбекистане, где мы развернули экосистему компании и за два года запустили и адаптировали 33 сервиса.
Еще через два года я перешел в компанию «Ситимобил» (платформа городской мобильности в РФ — такси, самокаты, каршеринг, доставка — прим. Spot).
Личный архив Евгения
Здесь также отвечал за развитие бизнеса — проекты с экосистемой (подписки, такси «ВКонтакте», такси в «Сбере»), внешние партнерства, а также за запуск и развитие новых направлений.
Вместе с командой мы внедрили и вели операционное управление проектами — прокат самокатов, экспресс-доставка, реклама, запускали Tesla в каршеринге.
Выбор был очевиден
Для меня выбор куда поехать на «отдых» был очевиден. В Узбекистане осталось много друзей, знакомых и теплых воспоминаний.
«Отдых» это то, что я и мои соотечественники называем при выезде за границу и зачастую с билетом в один конец. При выезде из России на таможне гражданам начали задавать много вопросов. Хотя раньше о цели не всегда спрашивали. Поэтому появилась негласная инструкция говорить про отдых, никто не называет реальных мотивов.
Сейчас приезжающим будет просто сориентироваться: есть очень удобные группы, например Relocation.uz, где есть много актуальной информации. А еще IT-park помогает разобраться с необходимыми документами и консультирует по всем важным аспектам как до приезда, так и в процессе самой релокации.
В конце концов, никто не отменял местного гостеприимства — жители города всегда готовы помочь — это невероятно располагает и не может остаться незамеченным. Я очень благодарен тем людям, которые мне и другим оказывают помощь здесь каждый день.
Сейчас я все еще работаю в «Ситимобил», который по решению акционеров 11 марта объявил о прекращении деятельности. Это произошло уже после моего отъезда в Ташкент и стало неожиданностью.
В компании еще с начала пандемии был введен режим удаленной работы, поэтому я планировал продолжать работать удаленно из Ташкента. В ближайшие недели продолжу работать там, но в связи с последними новостями из «Ситимобил» ищу что-то новое не только в Ташкенте, но и в любой другой точке мира.
Критерии выбора. Все обращают внимание на доброжелательность местного населения к гостям.
Но из забавного — это то, что многие здесь по сей день произносят PIN-код от карты вслух и это остается нормой и не вызывает никаких опасений.
К сожалению, вождение в Ташкенте очень опасное не только когда вы в качестве водителя, но и когда переходите дорогу даже в положенном месте. Об этом я первым делом предупреждаю всех приехавших — стоит быть начеку.
В этот раз я впервые в Ташкенте с детьми. В первую очередь удивила необычно дождливая погода, которая не позволяет им гулять. Но еще мы столкнулись с крайне малым количеством детских площадок. Вдобавок те, что есть — платные. Это необычно для меня и моих соотечественников.
Сфера развлечений не очень развита. К примеру, в Москве за целый год не обойти все бассейны, клубы, рестораны, парки, квесты, кинотеатры, фитнес-залы.
Но как и в любом городе мира есть свои плюсы и минусы. Среди тех, с кем я общаюсь, многим здесь нравится. Мне же в Ташкенте хорошо и все знакомо.
О трудностях. Думаю, что все мои соотечественники согласятся, что самая большая сложность была связана со снятием наличных после объявления блокировки карт Visa и Mastercard, выпущенных российскими банками. Пришлось понервничать, а для некоторых это и по сей день головная боль.
Личный архив Евгения
Благо я абсолютно случайно выпустил в России карту с платежной системой МИР, а Uzcard оперативно реализовал возможность снимать с нее деньги в любом банкомате. Для меня проблема разрешилась.
Что изменилось с последнего визита
Первое на что обратил внимание — возможность снять с карт Visa деньги в любом банкомате. А ведь раньше для этого мне приходилось ездить в Hyatt или гостиницу «Узбекистан».
Считаю, что развитие платежных систем, в том числе международных — это одно из важнейших условий развития интернет-сервисов.
Как и прежде у меня не работает корпоративный VPN — он перестал функционировать во время одной из блокировок в 2019 году и, судя по всему, она действуют по сей день. Для меня и некоторых других это серьезно может повлиять на удаленную работу.
К сожалению, за прошедшие пару недель пребывания не увидел заметного прогресса в развитии интернет-сервисов.
Два года назад мы активно обсуждали и планировали с местным бизнесом развитие интернет-торговли (E-com), доставку продуктов и еды (FoodTech), онлайн обучение (EdTech), предоставление финансовых услуг (FinTech).
Кажется, что за эти два года ничего значительного не произошло. Само собой объем рынков вырос, но речь не про взрывной рост.
Я хочу обратить внимание, что рынок интернет-сервисов растет по всему миру не сам по себе, а потому, что там идет прогресс, развитие технологий, удобства и операционной эффективности сервисов.
«Яндекс.Такси» в Узбекистане позволил вырасти рынку пассажирских перевозок в несколько раз. Это связано с тем, что там каждую неделю идет развитие технологий и улучшение качества пользования сервисом, предназначенного как для водителей, так и для пассажиров.
Вместе с остановкой развития всех этих технологий замедлится рост рынка, который со временем и вовсе остановится.
Это можно понять, сравнив показатели роста всех этих направлений за последние два года в Москве и увидеть, что могло бы быть в Узбекистане:
FinTech — огромный рост в доступности и удобстве использования инвестиционных инструментов физлицами, а также расширение предоставления списка услуг и удобства их оплаты. Банковским приложением «Сбера» пользуются ежедневно более 20 млн человек, словно это социальная сеть или мессенджер.
FoodTech — развитие доставки товаров из Dark store (розничный магазин или распределительный центр, который поставляет продукты исключительно для онлайн-покупок — прим. Spot). Здесь будучи в любой точке города вы гарантировано получите домой баночку йогурта или воды за 10 минут. Огромный рост числа сервисов с моделью dark kitchen (кухня, которая готовит еду только на доставку — прим. Spot), которые в пределах 20 минут доставляют готовую еду.
EdTech — появление огромного количества новых сервисов, а онлайн-курсы есть на любую интересующую вас тему. Появились безрисковые для пользователей финансовые модели, которые обучают вас на бесплатной основе, а оплата идет после того, как вы найдете работу по новой специальности.
E-com активно переходит на доставку товаров за час, а доставка на следующий день работает как часы и гарантирована. Еще через пару лет никто не готов будет ждать доставку на следующий день и это станет само собой разумеющемся.
Это только самая верхушка всех произошедших за это время нововведений и разнообразия развития интернет-сервисов в Москве.
О цифрах и прогнозе
Я и мои знакомые обращают внимание на стоимость жизни в столице. Этот вопрос особенно остро начал ощущаться с падением курса рубля.
Личный архив Евгения
Условно, снять трехкомнатную квартиру в Ташкенте стоит $800−1500 и это аналогично стоимости очень хорошей квартиры в Москве, при том, что доходы населения в Ташкенте значительно ниже московских. Как я знаю, такие цены были и ранее, наш приезд повысил их на $100−200.
При этом некоторые из моих коллег, с которыми мы приехали в Ташкент вместе, сейчас улетели в Турцию, Грузию и другие страны, где на эти же деньги снимают жилье у моря.
В Узбекистан дешево прилететь, но из-за повышенного спроса улететь стало в разы дороже. Раньше мои приезды оплачивала компания и я этого не чувствовал, теперь же непривычно видеть столь высокую стоимость перелетов за рубеж.
Изменения узбекского бизнеса. Все большие перемены от релокации иностранных специалистов пока лишь в теории. Я вот, к примеру, работаю в бесплатном коворкинге, который организовали местные молодые предприниматели и по совместительству владельцы школы обучения Tehnikum.
Там каждый день можно встретить меня и других ребят из самых разных IT-сервисов со всего СНГ.
В свободное время студенты и сотрудники знакомятся с нами, задают вопросы тем, кто отвечает за разработку сервисов стоимостью в сотни миллионов и миллиардов долларов США в разных частях мира.
Вдобавок здесь организовываются стратсессии и лекции для студентов. И все это безусловно обогащает Узбекистан. Надеюсь, что в скором времени мы услышим о новых бизнес-продуктах, созданных местными жителями или только приехавшими предпринимателями, которых вдохновил Узбекистан также как и меня.
О перспективах. Развитие экспатов внутри Узбекистана сейчас в том, что в России, Европе и других странах идёт взрывной рост рынков и их перераспределение, где даже самый нишевый рынок исчисляется миллионами долларов.
Для примера, рынок e-com в у меня на родине составляет $40 млрд, а в Узбекистане, должно быть, не превышает $70 млн.
Исходя из этого местным сервисам будет непросто нанимать к себе IT-специалистов из других стран, но это не мешает привлекать их для консультаций или брать отдельных специалистов на руководящие позиции, а остальных вдохновлять перспективами изменить страну. Чтобы использовать последнее нужно хорошо чувствовать культуру IT — это работает.
Рынок будет продолжать развиваться, ведь без этого невозможен современный мир, но не стоит ожидать, что это произойдет только за счет приехавших айтишников. Кроме самих узбекистанцев этого никто не сделает, поэтому в первую очередь нужны смелые, гибкие, сообразительные, амбициозные местные предприниматели и инвесторы готовые к риску.
О планах на жизнь в Узбекистане
В этот раз я обязательно хочу доехать до Аральского моря. В 2019 году была возможность поехать туда со съемками «Яндекс.Панорам», но к сожалению, не сложилось. Я бы хотел проехать на машине по всему маршруту, который мы тогда разработали. А еще хочу снова в горы и на Чарвак.
Вдобавок во время работы в «Яндекс.Узбекистан» у меня была личная цель — было интересно познакомиться и пообщаться с президентом Узбекистана. Не теряю надежду исполнить и это.