PricewaterhouseCoopers (PwC) — международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита.
Существует на протяжении более 170 лет и входит в так называемую «большую четвёрку» аудиторских компаний. В Узбекистане офис открылся в 1996 году.
Spot поговорил с управляющим партнером PwC Uzbekistan о том, почему к налогам нужно относиться как к деловой сделке, почему важна не сама налоговая нагрузка, а ее постоянство, как недоверие к власти отражается на размере теневой экономики, почему в улучшении банковского сектора заинтересовано все общество.
О главных проблемах в бизнесе
Ежегодно PwC проводит глобальный опрос руководителей крупнейших компаний мира. Главная цель — глубокое понимание ряда проблем и сложностей, которые стоят перед владельцами бизнеса, но зачастую не могут быть прямо высказаны или услышаны, получение честного мнения от реального сектора по вопросам необходимости улучшения базовой инфраструктуры, основных задач государства, отношения к сотрудникам и окружающей среде.
Единственный раз Узбекистан принимал участие в ежегодном опросе руководителей компаний в рамках глобального проекта CEO Survey в 2018 году. Тогда приняли участие 1300 CEO из 85 стран, в том числе руководители 30 компаний Узбекистана.
Согласно результатам исследования, одна из самых острых бизнес-проблем в регионе заключалась в нехватке квалифицированных кадров, а среди угроз — нарушение в цепочке поставок и отсутствие доверия к бизнесу.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Основываясь на нашей экспертизе работы с клиентами, можно обозначить общий круг вопросов и трудностей для бизнеса:
предсказуемость макросреды все еще недостаточна, это увеличивает риски для локальных и международных инвесторов;
высокий уровень бюрократии и низкий уровень цифровизации по всем направлениям государственных услуг тормозит развитие экономики и создает почву для коррупции;
дефицит квалифицированных кадров;
нехватка доступных финансовых ресурсов для финансирования оборотного капитала, а также капиталоемких проектов;
низкий уровень информационной безопасности, что снижает доверие и повышает риски мошенничества;
- высокая доля теневого сектора в экономике и, в частности, неравномерное распределение налоговой нагрузки;
неразвитость инфраструктуры (как базовой, так и цифровой) не позволяет рынку расти быстрее;
верховенство права, когда любой человек и инвестор мог бы рассчитывать на то, что выиграет суд не за счет связей, а честно представленной доказательной базы.
Налоговое бремя и вывод экономики из тени
В результате проводимой государством экономической политики и реформ, налоговое бремя постепенно уменьшается как для бизнеса, так и для физических лиц.
Налоги — часть сложных взаимоотношений между бизнесом и государством. Поэтому налоговую нагрузку нужно оценивать вкупе, а не просто считать отдельной затратой, изымаемой из оборота налогоплательщика.
В первую очередь налоговые отношения — деловая сделка, в которой каждая сторона получает необходимые ему экономические блага. Здесь нет и не должно быть победивших или проигравших.
Стабильная бизнес-среда, обеспечение верховенства законов, качественная система образования, развитая инфраструктура и коммуникации, доступные качественные госуслуги — вот что бизнес ожидает от государства в обмен на уплаченные им налоги.
Приведу пример по системе образования: наша компания сейчас в поисках IT-специалистов. Их на отечественном рынке мало потому, что у системы образования не хватает ресурсов их готовить. Поэтому приходится привлекать иностранцев.
Недавно мы заплатили кадровому агентству пятизначную сумму в долларовом эквиваленте, чтобы найти несколько сотрудников с определенной IT-квалификацией.
Другой пример по инфраструктуре. Производственные предприятия, особенно работающие в две или три смены (что означает непрерывный цикл производства), часто сталкиваются с перебоями в электроснабжении.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Каждый такой случай — это не только потеря дохода, но и дополнительные расходы: без электричества вся работа предприятия останавливается, а сырье, запущенное в производство, зачастую (в зависимости от вида производства) портится и уже не годится для дальнейшего использования. При таких обстоятельствах производителям приходится очищать оборудование, заправлять новое сырье и запускать производство заново. Это приводит к финансовым потерям и росту себестоимости готовой продукции, что снижает конкурентоспособность.
Таких примеров много. И когда ты работаешь и платишь честно все налоги, то и ожидаешь от государства отдачу.
То есть «налоговая сделка», будь то юридического или физического лица, с государством должна быть соизмерима для обеих сторон. При этом для успешной работы самой налоговой системы, то для ее успешной работы необходимо, чтобы налогоплательщики видели связь между суммой выплачиваемых ими налогов и полученными выгодами.
Практика показывает, что есть страны, в которых уровень качества жизни и ведения бизнеса никак не связан с высокими или низкими налогами.
По разным оценкам размер теневого сектора составляет до 50% от ВВП страны. Это препятствует развитию работающих по правилам предприятий — уход от налогов, пошлин и взносов позволяет нелегальным компаниям держать низкие цены, демпинговать рынок, где в результате страдает честный бизнес, лишаясь клиентов и выручки.
При этом нужно понимать, что когда говорим про теневую экономику, мы имеем ввиду не только сокрытие доходов от налогообложения, но и сокрытие других объектов налога (НДС, имущество, импорт, заработная плата и пенсионный фонд).
В связи с этим изменение подхода и нахождение решений вывода предприятий из тени должно быть одной из ключевых целей развития налоговой системы.
То есть понятно, что внимание государства должно быть сосредоточено на постоянном совершенствовании системы для частного бизнеса, но при этом важно также понимание причин, почему часть бизнеса предпочитает избегать налогов или в целом находиться в тени.
Необходимо внедрить действенные мотиваторы в регуляторную среду для того, чтобы компании и предприниматели хотели вести легальную деятельность.
Как уже отмечал выше, важно найти причину уклонения от налогов. Их много, и не все они напрямую связаны с налогами — какие-то из них корнями уходят в предыдущий режим (ограничения в банковской системе, валютный контроль, чрезмерные таможенные тарифы, банальная боязнь рейдерства со стороны государства или лиц со связями с государством
Другие компании просто не могут конкурировать с «серой экономикой» из-за значительной налоговой и таможенной нагрузки, поэтому вынуждены осуществлять свою деятельность полностью или частично тоже в тени.
Другая причина — отсутствие доверия к институтам власти. Многие элементарно не верят, что собранные налоги расходуются в соответствии с потребностями общества.
Если обратиться к моему опыту работы на Ближнем Востоке, я знал саудовские компании, которые максимально оптимизировали выплату заката (обязательный платеж, существующий по законам Саудовской Аравии и шариата) легальными и иногда сомнительными методами. При этом сами владельцы таких предприятий платили закат с излишком, объясняя оптимизацию в предприятии недоверием к компетентности служб, так как они не были уверены, что собранные суммы заката будут полностью выплачены по адресу, предписанному шариатом.
То есть здесь важны оба элемента — адресность и полнота. Бизнес, да и общество в целом, будет охотнее платить налог, если знает, что есть от него прямая отдача в виде разных благ. Но также немаловажно, что вся собранная сумма тратится на эти цели, а не только ее определенная часть.
Любое злоупотребление в расходовании государственных средств напрямую влияет на ход мыслей и часто на поведение бизнеса. При этом важно помнить, что доверие завоевывается годами, а потерять его можно за один день.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Я работал в ОАЭ, когда в стране впервые ввели налог на добавленную стоимость (кроме определенных отраслей, которые платили налог на доход). Конечно, не все однозначно отнеслись к нововведению, но большинство одобрило.
Многие из предпринимателей понимали, что за немалый объем услуг, предоставляемый государством, пора начать платить.
Все, кто был в этой стране, могут подтвердить качество жизни и инфраструктуры: протяженность дорог, оперативность госуслуг, отсутствие коррупции, прозрачность и понятность экономики — все это значительно облегчает ведение бизнеса.
Поэтому считаю, что сократить уровень теневой экономики можно лишь устранив факторы, побуждающие бизнес работать «в черную». Для этого можно использовать опыт стран, которые эффективно с этим борются.
При этом высокие либо низкие налоги — сами по себе не показатель. Куда важнее, чтобы они для всех были едины и не менялись каждый год. Стабильность фискальной политики — один из главных факторов инвестиционной привлекательности страны.
Это важно, так как инвесторы (локальные и международные) строят свои стратегические планы на 5 лет и более, и им важна привлекательность инвестиции, которая зависит от срока окупаемости и доходности. Если налоговый режим нестабилен, и может наблюдаться резкий рост налогов, это ухудшает показатели в целом странового риска Узбекистана, и инвесторы зачастую не готовы делать долгосрочные вложения в такие страны, они откладывают такие решения до достижения ожидаемой стабильности в регуляторной среде.
Думаю, в борьбе с теневой экономикой не будет прогресса, если мы будем думать только о мерах наказания. Необходимо менять сознание. Если общество и бизнес будут видеть ощутимую пользу от уплаты налогов, которые идут на создание инфраструктуры, что позволит повысить эффективность бизнеса и повлияет позитивно на его рост (дороги, отсутствие бюрократии в процессе получения госуслуг, электроэнергия, связь, прочие коммуникации), а жители получат качественные услуги (школы, больницы, детские сады, удобство, транспарентность, доступность услуг
Отдельно стоит отметить усилия государства по понижению налоговой нагрузки. Учитывая число всех налогов и сложность расчета каждого из них, представить усредненный показатель снижения налоговой нагрузки непросто. Но нужно вспомнить, что у нас были налоги на выручку (выплаты в разные фонды), налоги в местные бюджеты после уплаты налога на прибыль, база налога на имущество включала все долгосрочные активы
То есть в таких условиях работать в «белую» было почти невозможно. Сейчас налоговая среда вполне сопоставима с другими экономиками.
Так, ожидается дальнейшее снижение налогового бремени путем уменьшения ставки НДС с 2023 года с 15% до 12%. Любые послабления в налогах — это дополнительный источник денежных средств для предприятий. Они могут направить их на развитие бизнеса, а это несомненно плюс.
Положительный эффект и успех компаний напрямую отражается на состоянии экономики страны.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
И даже если предприятие использует эти деньги для выплат дивидендов, то они в любом случае оказываются в обороте и обратно попадают в экономику через реинвестирование и повышение потребления.
В сентябре прошлого года президент, выступая с предвыборной программой «Стратегия Нового Узбекистана», заявил, что за пять лет ВВП на душу населения должен увеличиться в 1,6 раза.
Таким образом, к 2030 году доход на душу населения должен вырасти до более $4 тыс.
Естественно, в этой формуле две составляющие — общее число людей в стране и объём ВВП.
Численность населения в Узбекистане постоянно растет и любые прогнозы на увеличение, связанные с этим показателем, должны строиться на опережающем его росте.
Когда речь идет о ВВП, то важно понимать, что данные собираются статистически. Статистика же не учитывает теневую экономику.
Поэтому чем выше уровень легального бизнеса, тем лучше для экономики страны. И делать это нужно не просто для статистики.
Об отношении инвесторов
После достижения независимости и открытия страны для мирового сообщества большое число транснациональных компаний проявили интерес к Узбекистану.
Страна в силу размеров численности населения, географического расположения и ряда других критериев всегда пользовалась преимущественным интересом среди стран Центральной Азии.
Многие компании из сектора FMCG, финансовых услуг и другие в свое время выбрали именно Узбекистан для своих региональных штаб-квартир.
В начале 2000-х и примерно до 2015 года валютный режим был самым главным узким местом. В дополнение, высокая налоговая нагрузка и в целом политика «закручивания гаек» сильно подорвали интерес к нашей стране.
Даже те компании, что инвестировали десятки миллионов долларов в Узбекистан, перенесли свои региональные штаб-квартиры в ближайшие города стран СНГ — в Алматы и Баку.
К счастью, в последние годы мы видим, что интерес опять возрастает — возобновляется поток иностранных инвестиций в малый и средний бизнес, начиная от нескольких десятков до сотен тысяч, а то и миллионов долларов.
Такой объем иностранных вложений можно заметить в логистике, сельском хозяйстве, в сфере производства стройматериалов, розничной торговле, в техническом обслуживании различного транспорта и в ряде других сфер.
Растут также инвестиции в средний и крупный бизнес со стороны инвесторов из ближнего зарубежья. Все это вкупе положительно сказывается на развитии страны.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Финансовый сектор как драйвер роста экономики
С одной стороны состояние банковского сектора сильно зависит от экономики страны, с другой — развитие экономики зависит от развитости и надежности финансовых институтов.
Соответственно в совершенствовании сектора заинтересованы не только банки, но и бизнес и общество.
До сих пор финансовая индустрия на 90% и более представлена коммерческими банками. Стоит отметить, что доля государства в этом секторе преобладающая. Более того, государственные банки зачастую не обладают необходимой для их роста и развития коммерческой самостоятельностью.
За последние годы в системе произошли значимые перемены — изменилось регулирование валютного рынка, банки стремятся к цифровизации и наличие конкуренции со стороны иностранных банков также позитивно влияет на улучшение клиентского пути.
У нас на сегодняшний день хорошие показатели экономического роста. Более того, есть все для развития страны — географическое положение, молодое и многочисленное население с хорошей долгосрочной динамикой роста. Также мы пристально наблюдаем за стратегией Минфина по работе с международным рынком капитала и признаем ее как одной из лучших в Центральной Азии.
Мы пока еще в начале пути, но это вопрос времени. В стране больше половины крупных и значимых банков все еще принадлежат государству. Для развития нужна конкуренция, а ее в этом секторе пока еще недостаточно. Среди населения и бизнеса все еще имеет место низкий уровень доверия ко всей системе.
Самой главной проблемой нашего банкового сектора является его размер — капитализация банков явно недостаточна для удовлетворения растущего спроса экономики на финансовые ресурсы. Предприятиям приходится искать финансирование за рубежом, которое доступно в Казахстане и России (хотя теперь надо учитывать и оценивать влияние санкций на возможности выдачи кредитов российскими банками).
Потенциальные кредиторы дальнего зарубежья предъявляют более повышенные требования, связанные с финансовой отчетностью, прозрачностью деятельности, корпоративным управлением и в частности, с ESG (Environmental, Social & Governance).
Многие компании начали выпускать евробонды. Вызвана такая необходимость потребностью в дополнительных денежных средствах. И скорее всего обусловлена тем, что ни один банк не смог выдать компании нужного ей размера кредит.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
На мой взгляд частные банки и банки с иностранным капиталом более перспективны по сравнению с государственными. Они более оперативны в принятии решений и, соответственно, быстрее реагируют на запросы бизнеса и населения.
Государство серьезно взялось за приватизацию банков в последние полтора года. И это достаточно малый срок, чтобы говорить о каких-либо результатах.
Покупателями выступает местные и иностранные предприниматели. Этот шаг очень правильный, так как направлен на увеличение конкуренции в секторе, что позволит банкам меняться быстрее и стать клиентоориентированными. Банки смогут предоставлять больше продуктов и услуг, кредитовать бизнес и население, тем самым поддерживая рост экономики.
Spot благодарит ресторан «Огни Ташкента» за предоставление локации для проведения интервью.