В сфере общественного питания присутствует ряд проблем, требующих скорейшего решения. К такому выводу пришли в Министерстве юстиции после изучения регулирования отрасли.
Минюст провёл опрос среди 2100 представителей сферы общепита, а также проанализировал регулирующие работу сферы акты, статистические и другие данные. В результате было выделено 6 основных проблем
Первая из них — устаревшее законодательство, не соответствующее современной практике ведения бизнеса. В качестве примера приводится требование вывешивать объявление за неделю до закрытия на ремонт или санитарный день — под угрозой штрафа в 2 млн сумов.
Из действующих санитарных норм (СанПиН 0309−14) 20 не могут соблюдаться в нынешних условиях. Так, запрет готовить еду на твёрдом топливе не может выполняться зимой, когда ограничена подача газа.
Вторая — налоговая нагрузка и сложное администрирование. Общепит платит 7−9 видов налогов — НДС, налог на прибыль, соцналог, имущественный, земельный, водный налоги и др. Согласно опросу, 61% предприятий уклоняются от уплаты налогов из-за высокой нагрузки.
Предприятия также должны платить налоги по 6 разным периодам времени, а сдавать отчётность — по 5 периодам. В результате почти треть опрошенных не могла до конца понять налоговые требования.
Третья проблема — многочисленные проверки. По официальным данным, за 2020−2021 годы налоговые, пожарные и санитарные органы (согласно опросу, они приходят к рестораторам чаще всего) провели 8000 проверок.
Однако, по словам участников опроса, в среднем ежемесячно проводились 3 проверки — это 5500 проверок в месяц. Некоторые респонденты сообщали о случаях незаконных проверок.
Из неё вытекает четвёртая проблема — коррупция в ходе проверок. О подобных случаях со стороны налоговых органов сообщили 26% респондентов, с санитарными — 20,3%, с пожарными — 11,3%. Обычно это проявляется в бесплатном обслуживании сотрудников госорганов.
В-пятых, общепит жалуется на трудности с подключением к коммуникациям — о проблемах с этим сообщили 63,4% опрошенных. Кроме того, 36,3% испытывали перебои с водоснабжением, 35,2% — с газом, а 28,5% — с электричеством.
В-шестых, рестораны и кафе предпочитают неформальный найм работников — по устному соглашению, без трудового договора и соответствующих гарантий для них. По оценкам, из 300 тыс. сотрудников общепита (повара, официанты и др.) две трети работают неофициально.
Участники опроса неформально платят сотрудникам в среднем 1,8 млн сумов в месяц. Как подсчитал Минюст, бюджет ежегодно недополучает порядка 1,6 трлн сумов НДФЛ и соцналога.
Предприятия общепита сталкиваются и с другими проблемами, заметил Минюст. Среди них — потребность в наличных для покупки продуктов, цены на аренду и другие.
Отмеченные проблемы, по мнению Минюста, мешают развитию туризма в Узбекистане. Если развитая ресторанная сфера привлечёт иностранных гостей, то проблемы сферы тормозят рост их потока.
Минюст разработал предложения по решению проблем и направил их в ответственные органы.
Ранее Spot сообщал об отмене ограничений на время работы и рассадку для общепита.