В связи с военными действиями на Украине множество стран ввели санкции против России. И сегодня их число продолжает расти.

8 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по числу введенных против нее ограничений, сообщает Коммерсантъ.

Общее число различных санкций уже свыше 7 тыс. Основные ограничения направленны против финансового сектора страны и экспорта высоких технологий.

Для сравнения, против Ирана введено менее 4 тыс. санкций, а против Северной Кореи — менее 2,5 тыс.

С 12 марта Евросоюз отключил от системы SWIFT семь российских банков.

При этом антироссийские санкции успели сказаться и на странах ближнего зарубежья, в большинстве своем в ряде стран Средней Азии.

Spot писал ранее, что по мнению аналитиков агентства Fitch Ratings, война на Украине и санкции против России замедлят экономический рост Узбекистана и вызовут более высокую инфляцию в 2022—2023 годах.

Санкционная политика сказалась не только на России и соседних ей странах, но и на стоимости сельхозпродукции за океаном. Значительно повысились цены на бензин — почти в два раза.

Spot пообщался с предпринимателями и узнал как введенные против России ограничения сказались на их бизнесе, какие меры они предпринимают и что прогнозируют.


Акмаль Раимов,

директор сети Додо Пицца в Ташкенте:

Общепит столкнулся с повышением цен на ингредиенты в среднем на 10%. Но это не единственная проблема: остановились также поставки импортной продукции.

Вся упаковка, включая коробки для пиццы, стаканчики и контейнеры для салатов нам привозили из Москвы. По причине их дефицита у поставщика, при последней отгрузке мы получили заказ на 30% меньше обычного.

При росте себестоимости у нас был выбор — поднять цены или оптимизировать издержки. В течение марта мы работали над издержками, поэтому изменение цен для гостей было незначительным. Более того, мы намеренно запустили два доступных продукта и средний чек в заведениях остался прежним.

При этом важно понимать, что уровень доходов населения и покупательская способность остались прежними.

Об убытках говорить рано. Сейчас мы отказались от выдачи коробок в зал, заменив их подносами, локализовали часть производства, хотя оно и построено на импортных комплектующих. В любом случае готовимся к очередным изменениям, которые вероятно, произойдут в мае.

В течение года планируем пересадить курьеров на электрический транспорт, так как по опыту других стран осознаем, что рост цен на топливо неизбежен. И так как доставка у нас бесплатная, то для нас критично, чтобы значение Delivery Cost (прим. издержки по доставке) было стабильным.

Последние два года, в целом, сделали работников сферы общепита сильнее, коллеги на рынке очень быстро научились адаптироваться. И теперь каждая сложность — это опыт.

Проблемы решаются, опыт остается.


Фарход Мухмудов,

основатель и СЕО системы электронных денег OSON:

С февраля и по сегодняшний день остаются неизменными два фактора, что сильно бьют по бизнесу и всей финтех-индустрии:

  • необходимость переключиться с российских агрегаторов и перенастроить международные системы;
  • изменения курса рубля, что из-за работы с трансграничными платежами стало ощущаться острее и чувствительнее.

Мы теряли деньги на курсовой разнице: был период, когда курс менялся ежеминутно, а биржевой отличался от курса ЦБ до целых 10−20%.

Количество переводов с российских кошельков на кошелёк OSON резко выросло, транзакций стало в 2,5 раза больше, так как курс рубля резко падал. Пользователи, чтобы сохранить сбережения, начали переводить рубли в другие валюты, в том числе, в сумы.

Нам пришлось частично ограничить переводы на короткие промежутки, а некоторых агентов приходилось отключать от OSON, так как система безопасности отражала большое количество транзакций, в том числе, фрод-операций — на неё легла колоссальная нагрузка из-за большого потока. А для нас безопасность — важнейший приоритет.

Поэтому решения приходилось принимать молниеносно вместе с командой разработки и службой безопасности.


Часть автоматики по контролю безопасности платежей взяли в ручной режим, чтобы отслеживать 24/7, но не блокировать платежи, не отключать услуги, пропускать стандартные транзакции.

Отмечу, что сейчас возрастёт количество мошеннических схем, будет больше кейсов, это закономерно во время кризиса. Финансовые платёжные инструменты ждёт проверка на прочность и здесь станет понятно, насколько мы технически готовы к плаванию в большом океане трансграничных платежей.

Все средства и ресурсы разработки по проектам СНГ я сейчас перенаправляю на усиление позиций нашего софта для ОАЭ, теперь там тоже меняется рынок.

Из-за того что множество российских компаний отправились в Дубай, регулятор ужесточает все процедуры получения лицензий, прохождения тестов на безопасность. Здесь мы уже прошли половину пути и кризис заставляет ускоряться с выходом на большие зарубежные рынки.

Кризис также отразился и на наших партнерских проектах с российскими банками. С ними у нас были совместные разработки новых возможностей для пользователей Узбекистана, сейчас все временно в «режиме ожидания», пока неясно куда пойдёт рынок.

Временно также приостановлены платежи в рамках VISA и MasterCard, потому что наш соединяющий партнёр — QIWI.

За все время событий, которые длятся чуть больше месяца, из расчёта средних показателей на аналогичный период прошлого квартала мы имеем порядка 40% упущенной прибыли, если не учитывать убытки на неработающих сервисах.

Тем не менее считаю, что текущий кризис для нас был неизбежен. Поэтому сейчас остается увидеть в этом возможность и принять как вызов.

Мы, к примеру, за две недели достигли договорённостей с международными платежными игроками, которых не могли достичь почти год.

Сейчас многие международные штаб-квартиры устремлены менять «точки на карте», соответственно, для стран Центральной Азии это настоящее окно возможностей. Но выиграют только те бренды, кто вкладывал в команду, собственные разработки и, что важно, в системы безопасности.

Надеюсь, с учётом событий быстрее решится вопрос с идентификацией пользователей, он существенно задерживает развитие финтех-отрасли, а также будут предприняты решительные шаги в сторону упрощения процедур для нашей индустрии.

Вдобавок, сегодня мы получили небольшую возможность сбалансировать кадровый разрыв.

Конечно, удержать экспатов топ-уровня не удастся, слишком слабая инфраструктура для IT, но существенно улучшить средний уровень экспертизы при определённых волевых решениях правительства, вполне возможно.

Мы со своей стороны открыты — с удовольствием примем экспатов в штат или на удаленку, сейчас как раз «горячий» сезон для бэк-энд разработки и поддержки безопасности.


Жамшид Исматуллаев,

сооснователь Chust Textile:

Мы многие годы работаем с Россией, наш бизнес сосредоточен на их рынке.

С начала военных действий в вопросах бизнеса были серьезные опасения.

Поэтому в марте мы с партнером приняли решение, что в течение этого месяца он никакие финансовые операции проводить не будет, чтобы не прогореть на курсовой разнице, мы же будем финансироваться за счет собственных средств или кредитов, взятых в местных банках под 10−12%.

Предполагали, что ситуация к концу марта должна хоть как-то проясниться — все рыночные волатильности, курсовые колебания сократятся до разумного или исчезнут.

Работу не останавливали, понимали, что после стабилизации всей ситуации наши товары будут иметь высокую потребность. Ведь две большие ниши освободились — с российского рынка ушло немалое количество европейских брендов, узбекские компании текстильных товаров эконом-сегмента перестали экспортировать.

Но вместе с освобождением ниш, упала и платежеспособность российских компаний.

И вот, с первых дней апреля мы заметили стабилизацию курса. Как долго это будет, пока неизвестно, но ситуацией мы решили воспользоваться.

Теперь мы получаем оплату в рублях. Так вышло, потому что российская валюта накапливалась, ее начали конвертировать и отправлять. Ряд российских банков отказался от конвертации, другие начали взимать завышенную комиссию.

Центральный банк России заявил о 12% ставке для юридических лиц. Узбекистанские же банки, опасаясь больших курсовых колебаний, взимали еще 3%. В итоге комиссия поднялась в сумме до 15%.

Наше государство в помощь местным экспортерам внедрило в банковскую систему новый механизм — банки стали принимать рубли и конвертировать их в доллары по курсу Forex, получая комиссию в размере 0,3%.

Удивительным образом конвертация в Узбекистане стала дешевле на 2−3%. И вместо покупки долларов в России за 86−87 рублей, мы стали покупать здесь за 83 рубля.


Сегодня валюта в контракте указана в долларах — это позволяет минимизировать риски курсовых колебаний, а оплата проходит в рублях.

На день оплаты курс ЦБ России для операцией по ВЭД фиксируется у обеих сторон и остается неизменным на момент поступления. В этом случае у таможни не возникает претензий и не висит дебиторская задолженность.

Сейчас все проходит достаточно оперативно. К тому же в России есть «дочка» Национального банка Узбекистана — «Азия-Инвест Банк». В самый сложный для нас период они оперативно создали группу, собрав в ней всех крупных экспортеров, где отвечали на вопросы и помогали нашим партнерам открыть в их банке счета.

Здесь и сейчас я вижу для текстильного бизнеса возможность, которой надо правильно воспользоваться. Ситуация более менее оптимистична.

Многие поняли, что лучшим рынком является Узбекистан. Тот же самый Бангладеш и Китай, где также отшиваются российские компании, остаётся зоной риска для них.

На данном этапе дельта от продаж в России выше чем в Европе. Инвестируя миллион мы можем заработать 20%, в Европе — 5−6% и пока неясно, что будет дальше.


Евгений Нетреба,

коммерческий директор Zakaz.ua, председатель правления «Ассоциация сервисов онлайн доставки»:

Кратко напомню, что украинский Zakaz.ua начал экспансию международного рынка с 2019 года, запустив свой сервис доставки сперва в Молдове, и уже в 2020 году вышел на рынок Узбекистана.

Первым ритейл-партнером компании в Ташкенте стала торговая сеть Makro. А в 2021 году к сервису доставки присоединилась еще международная сеть Carrefour.

Узбекистан — очень многогранный рынок. Zakaz.ua видел огромный потенциал в развитии бизнеса в этой стране. Мы планировали расширить покрытие и подключить к сервису новые города, но в связи с текущими обстоятельствами нам пришлось отказаться от многих планов.

Война перевернула нашу жизнь. Оценить вред и долгосрочные последствия этой агрессии на сегодняшний день трудно. Сейчас компания вынуждена оперативно адаптироваться к новым условиям и вызовам, находить пути решения проблем и планировать стратегию восстановления бизнеса после окончания войны.

По состоянию на февраль 2022 года Zakaz.ua работал в 15 городах Украины, а также развивал бизнес в Молдове (Кишинев, Бельке) и Узбекистане (Ташкент).

Конечно, в условиях войны мы не можем работать так, как это было раньше и несем финансовые убытки. В первую неделю компания вообще не функционировала. Но после небольшой паузы, несмотря на продолжение боевых действий в стране, 7 апреля сервис постепенно возобновил работу в тех регионах, где это было возможно. На сегодняшний день уже доступна доставка в 9 крупных городах Украины из 15.

В нынешней ситуации речь о прибыли вообще не идет. Сейчас наша главная задача выжить и обеспечить сотрудников зарплатой в этот непростой период. А также стимулировать поступление средств в государственный бюджет, чтобы поддержать экономику страны для борьбы с агрессором.

Поэтому, чтобы сохранить компанию и максимальное количество рабочих мест, нам пришлось принимать непростые решения. К сожалению, мы вынуждены были отказаться от финансирования развития бизнеса на рынке Узбекистана (Zakaz.uz) и официально с 1 апреля прекратили деятельность нашего филиала в стране.


Этот шаг позволит нам сконцентрировать свои усилия, средства и внимание на сохранении основного бизнеса в Украине.


Предприниматель пожелал остаться анонимным,

Компания — импортер пиломатериалов:

Из-за введенных против российских банков санкций наши средства оказались заморожены.

24 февраля в адрес нашего иностранного партнёра были произведены три оплаты в долларах США за материалы от трех наших фирм на общую сумму $120 тыс.

Оплаты были произведены через наш «Анор» банк, который отправил три платежа через корпоративный банк «ТрансКапитал» банк (Москва), который использует корсчета «Сбербанка», а тот в свою очередь использует корсчета ВТБ банка.

Наш банк выяснил что денежные средства висят на счету ВТБ. На сегодняшний день «Анор» банк ежедневно отправляет сообщения в «ТрансКапитал» об аннуляции вышеуказанных платежей, но безрезультатно.

Наш представитель в Москве неоднократно пытался выяснить судьбу денег в ВТБ, копии документов были предоставлены канцелярии банка.

Мы в свою очередь отправляли обращение на почту Министерства иностранных дел, а также Министерства инвестиций и внешней торговли и Центрального банка. И недавно нам удалось вернуть деньги обратно.