Если раньше Центробанк ожидал замедления инфляции, то сейчас прогнозирует её разгон. Об этом сообщается в свежем обзоре денежно-кредитной политики от регулятора.
Практически по всему миру ускоряется рост цен. Ситуация на рынках энергоносителей и сырьевых товаров, а также проблемы с логистикой подталкивают инфляционные показатели вверх. Эта тенденция неизбежно затронет и Узбекистан.
Согласно базовому прогнозу, инфляция по итогам 2021 года ускорится до 12−14% — преимущественно под давлением факторов предложения. В начале года ЦБ рассчитывал на 8−9%.
Факторы предложения включают производство, логистика, поставки, а также топливо — по всем этим параметрам ожидается подорожание. Кроме того, производители сообщили об увеличении срока поставки материалов и услуг.
В январе-феврале инфляция в годовом исчислении опускалась ниже 10%. Ситуация изменилась в марте, когда индекс потребительских цен вновь перешагнул эту отметку. За месяц цены поднялись на 1,5% — больше, чем за два предыдущих.
Однако с начала апреля ЦБ отмечает стабилизацию цен, а по отдельным позициям — даже снижение. В новом квартале сезонные факторы направят к сокращению вклад фруктов и овощей в инфляции, но в то же время увеличится доля непродовольственных товаров.
Инфляционные ожидания снова начали расти. Главным опасением для населения и бизнеса стал курс валют — сум с начала года потерял 6,8% стоимости (хотя позже частично отыгрался).
Одним из главных факторов девальвации стало сокращение притока переводов. Их среднедневной объём в первые 20 дней марта упал до $15 млн, что вкупе с ажиотажным спросом на инвалюту привело к её подорожанию. В апреле переводы выросли до $40 млн в день.
На фоне экономического спада у основных торговых партнёров и колебаний курсов их валют ЦБ ожидает снижение денежных переводов на 18−25%. До этого Всемирный банк давал оценку в 21%.
Также регулятор понизил прогноз роста экономики Узбекистана — с 5,5−6,5% в начале года до 3,5−4,5% (на I квартал рост составил 5,8%). В этом же промежутке находятся пересмотренные прогнозы от ЕБРР (4%), АБР (4,5%) и ВБ (3,6%). Fitch и МВФ настроены ещё более пессимистично.
Ранее Spot публиковал обзор вызовов и рисков для экономики Узбекистана в 2022 году.