Центральный банк ответил на вопросы СМИ и блогеров, поступившие к заседанию правления регулятора 21 апреля. Ответы опубликованы на сайте ЦБ.
Значительная часть вопросов затрагивала тему обмена валют и возможного введения валютных ограничений. Главные моменты:
- ЦБ не отмечает дефицита в Узбекистане долларов или евро, в кассах коммерческих банков достаточно наличной инвалюты. Импорт дополнительных объёмов не планируется.
- Спрос на валюту со стороны узбекистанцев в апреле стабилизировался на уровне, сравнимом с началом года. В то же время продажа населением долларов в банки выросла (ранее то же отмечалось в пресс-релизе ЦБ).
- Значительного притока рублей в узбекских банках не наблюдается.
- Нерезидентам Узбекистана банки продают инвалюту по документам, подтверждающим получение средств в сумах из законных источников. Других ограничений для них нет.
- Как и раньше, физлица могут свободно вывозить инвалюту в количестве, эквивалентном 100 млн сумов по курсу ЦБ.
- Ввод ограничений на операции в иностранной валюте не рассматривается.
В узбекской версии представители ЦБ дали ответы на некоторые другие вопросы. Так, девальвация сума в начале марта составила 5% и поглотила практически все внешние краткосрочные шоки. В средне- и долгосрочном плане ожидается замедление падения курса.
Операции с подсанкционными банками (ВТБ, ВЭБ.РФ и другими) проводятся с учётом заключений юристов и международных консалтинговых фирм. В целом, доля банков под жёсткими санкциями в объёме внешних обязательств узбекских банков «невысока».
ЦБ также подтвердил ранее появившуюся информацию о том, что банкам поручено следить за санкциями в отношении российских финансовых утверждений. Исходя из ситуации, они рекомендуют клиентам проводить внешнеторговые расчёты через банки не под санкциями.
Ранее Spot писал, что в первом квартале резко вырос объём покупки гражданами инвалюты в банках.