Комол Ниязов,

директор Ассоциации участников государственных закупок

Не соответствующие действительности сроки поставок

Сегодня в системе государственных закупок, в частности, на аукционах на понижение цены все реже встречаются лоты, в которых срок поставки товара превышает 7 дней. И это без учета масштаба сделки и сложности.

Причины тому могут быть разными — сокращение конкуренции, лоббирование интересов отдельных компаний, желание приобрести товар конкретного поставщика, у которого качество продукции, возможно, лучше других или просто-напросто сговор с целью хищения бюджетных средств.

Аукционы по большей части стали формальностью. И не редки случаи, когда товар уже поставлен, а аукцион на него только проводится.

В случае, когда аукцион выиграет «неудобный» поставщик, обязательно находится повод для расторжения с ним контракта.

Все это вкупе приводит к недоверию и отсутствию веры предпринимателей в победу честным способом.

Большинство уже давно считают, что все «схвачено».

Вдобавок, дистанционный мониторинг государственных закупок в 2021 году выявил нарушения законов «О государственных закупках» и «О конкуренции» по 452 торгам на сумму 145,3 млрд сумов.

Я считаю, что эти цифры не соответствуют действительности: сумма на 145 млрд с таким количеством торгов — капля в море.

К примеру, в России на госзакупки в 2020 году потратили 29,1 трлн руб. ($440 млрд на момент публикации). При среднем размере «откатов» рынок коррупционных выплат мог составить 6,56 трлн руб. ($98 млрд). А это 22% процента от суммы потраченной на закупки за год. Тогда как у нас эта цифра составляет всего 1,5% в год.

Я понимаю, что проверить все торги и лоты — задача сложная и не совсем реальная, элементарно не хватит рук. Но можно сделать систему, в которой количество коррупционных сделок сведено до минимума.

К примеру, позаимствовать опыт Казахстана: у них минимальный срок поставки — 15 дней. Поэтому мы предлагаем сделать также, но для для крупных тендеров стоимостью, к примеру, свыше 900 млн сумов срок, поставки сделать не менее 30 дней. Это позволит в адекватные сроки уложиться с заказом и отгрузкой.

А для срочных государственных закупок первой необходимости, которые как правило мелкие, еще в 2015 году была запущена электронная торговая система (электронный магазин).

Не думаю, что крупной организации в срочном порядке понадобится закупить, к примеру, 96 тонн труб за 1,5 млрд сумов или любое другое дорогостоящее оборудование, покупку которого планируют и согласовывают не один день.

Непосильное залоговое обеспечение

Сегодня для участия в торгах предпринимателям необходимо иметь на спецсчету залоговое обеспечение в размере 3% от стартовой суммы.

Если предложенная участником цена на 15% или более ниже цены предельной суммы, необходимо внести дополнительный задаток в размере разницы между предельной и предложенной им ценой.

При отсутствии дополнительного задатка предложение автоматически отклоняется электронной системой.

Рассмотрим на примере.

Допустим, государственный цирк выставил лот по закупу воздушных шариков. Стартовая цена — 100 млн сумов. Для участия нам необходима залоговая сумма, которая зависит от минимальной стоимости, по которой мы готовы продать цирку шарики. К примеру, для нас — 60 млн, где себестоимость товара — 55 млн сумов, а маржа, соответственно, — 5 млн сумов.

Аукцион работает на понижение цены в рамках очередности — выигрывает тот, кто предложил самую низкую стоимость. Каждый следующий предлагает цену на 2% ниже стартовой — первый участник стоимость на 2% ниже, второй — на 4%, третий — на 6% и далее. Каждый вправе подать предложение несколько раз.

В данном случае, наша минимальная цена ниже 15% (вместо 84 млн сумов, 60 млн), а значит вместо 3 млн сумов залогового обеспечения, нам необходимо внести дополнительный задаток в размере разницы между предельной и предложенной им ценой — 40 млн сумов.

Резюмируя: для участия в лоте, контракт которого составляет 60 млн сумов, нам необходимо иметь 95 млн сумов — 55 млн сумов для закупа товара и 40 млн сумов на специальном счету.

Такой алгоритм залогового обеспечения приводит к тому, что выигрывают компании, у которых больше денег на обеспечении, а малый и средний бизнес остается в стороне.

Тут явно прослеживается Эффект Матфея (англ. Matthew effect) — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех.

Простыми словами, богатые становятся богаче, бедные — беднее.

На примере конкретных торгов мы видим, лоты стоимостью от 1 до 6 млрд, у которых залоговое обеспечение соответственно превышает миллиарды сумов.

Примеры реальных лотов:


Фото: лот по закупу одноразовых масок


Фото: лот по закупу одноразовых масок

Фото: лот по закупу крючков

Фото: лот по закупу крючков

Для сведения: оплату за поставленный товар заказчик производит в размере 100% после отгрузки. Поэтому поставщик не имеет и надежды на предоплату.

Такой алгоритм ограничивает участие малого и среднего бизнеса в торгах, снижает эффективность и освоение бюджетных средств.

Я изучал системы госзакупок в США, Турции, России и в Казахстане и таких требований к залоговому обеспечению там нет.

Для устранение проблемы предлагаю сделать фиксированную минимальная ставку. К примеру, оставить те же 3% от стартовой цены для всех без исключения.

Отсутствие надзорного контроля на соответствие сдаваемого товара или услуги

За годы работы в сфере госзакупок мы не один раз были свидетелями того, как на деле заказчики в объявлениях о лоте требуют завышенные характеристики товаров, но по факту принимают товар с более низкими.

Проще говоря, заказчик хочет получить планшет iPad Air 2022 года, но после торгов принимает от поставщика Xiaomi Pad.

Это происходит по сговору поставщика и заказчика — обыденная коррупционная схема по хищению бюджетных средств. Такое часто можно встретить среди лотов специфических товаров, компьютерной и электронной техники, сырья и продуктов питания, которые быстро расходуются.

Чтобы проверить соответствие полученного товара по итогом тендера нужно после поставки товара, физически на местах проводить сравнительный анализ и соответствие характеристикам, указанным заказчиком, что по сути является еще одной невыполнимой задачей в виду огромного количества закупок по всей республике — опять же не хватит рук.

Но безнаказанность таких случаев еще больше усугубляет ситуацию и приводит к разрушительным последствиям:

  • хищение бюджетных средств;
  • формирование негативного отношения со стороны добросовестных поставщиков и участников рынка;
  • подрыв доверия к системе госзакупок, а значит, сокращение участвующих в торгах;
  • снижение качества потребляемых товаров и услуг бюджетными организациями — больницами, школами, детскими садами;
  • увеличение издержек — некачественный товар служит мало и потому приходится закупаться им чаще;
  • повышение цены на смежные продукты на рынке. К примеру, если нефтегаз закупает оборудование и запчасти по высокой цене, то это отражается на себестоимости бензина и значит, будет влиять на его рыночную цену.

Необходимо сделать общественный контроль. Дать возможность участникам и гражданам контролировать и мониторить качество и количество закупаемого товара, работ и услуг в бюджетных организациях непосредственно на местах.

Если же после конкретного тендера проигравший участник будет иметь возможность лично убедиться и проверить качество товара на территории заказчика, то необходимо, чтобы это было прописано в НПА.

Неотрегулированная работа электронного кооперационного портала

В Узбекистане запущена торговая площадка электронного кооперационного портала, созданного при Министерстве экономики и промышленности.

Его цель — дальнейшее развитие промышленной кооперации и поддержка деятельности местных производителей. Согласно концепции на портале заказчики вправе проводить закуп без проведения тендера, но строго у местных производителей. Не редки случаи, когда многие злоупотребляют данным положением и всеми возможными путями закупают товары импортного происхождения.

То есть они заранее входят в сговор с поставщиками, которые в свою очередь проходят регистрацию на портале, выставляя импортный товар под видом местного, а заказчики закупают их быстро и удобно, обходя все правила и конкурентов.

По моим данным на портале только за 2021 год было осуществлено закупок на сумму 11,1 трлн сумов.

По факту этот портал используется не по назначению. Он стал лазейкой для недобросовестных участников рынка госзакупок и причиняет неоценимый ущерб государству.

Контролировать и мониторить всех производителей, измерять их уровень локализаций — невыполнимая задача. Никакие сертификаты, коды ОКЭД и другие бумаги или цифры не являются железным подтверждением того, что товар был произведен местным предпринимателем.

Отфильтровать всех — это трудоемкий процесс. До тех пор, пока мы не научимся идентифицировать данных производителей метод поощрения не будет являться эффективным, а наоборот будет причинять вред всей системе.

Мы поддерживаем идею помощи местным производителям, предоставление им преференций в вопросах, связанных с госзакупками. Но практику закупа в обход закона о госзакупках без проведения гласных, открытых и прозрачных торгов пока, на наш взгляд, стоит прекратить, иначе государство продолжит ежедневно терять деньги.

Отсутствие оперативного проверяющего органа

Любой из участников тендера при нарушении прав, выявлении факта коррупции или ее высокого риска, в праве обратиться в уполномоченный орган — министерство финансов.

Ответная реакция на обращение чаще всего — ряд писем, в которых уполномоченный орган просит участника изложить проблему в письменным виде. Письмо участника зачастую высылается заказчику тендера, который также высылает ответное письмо с ссылками и шаблонной фразой «в случае несогласия с ответом вы вправе обратиться в суд».

К моменту получения последнего письма тендер уже в большинстве случаев закрыт. Победитель получил оплату, товары благополучно поставлены.

Все это отнимает время и в большинстве случаев никак не решает проблему, указывая на отсутствие оперативной реакции на сигналы участников рынка.

Я предлагаю создать полицию по тендерам, которая в случае нарушения правил или при наличии высокого риска коррупции быстро и качественно проведет проверку, ведь важно предотвращать коррупционные сделки до момента хищения средств. Такой отдел можно создать при министерстве финансов и открыть его филиалы в каждом регионе.

Вдобавок, важно, чтобы работа данной группы была полностью прозрачной, а сотрудники были специалистами в области государственных закупок и кибербезопасности.

Ведь сегодня активно идет процесс цифровизации всего Узбекистана — документы бумажного типа превращаются в цифровые носители, минимизируя мошенничество, подделки.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.