Экс-глава VK Group (бывшая Mail.ru Group) Борис Добродеев создаст инвесткомпанию для работы в странах СНГ. В фокусе проекта будут Казахстан и Узбекистан, сообщил он Forbes Russia.
Ради этого Добродеев покинул место гендиректора USM Telecom, входящей в холдинг USM Алишера Усманова. Чем он будет заниматься теперь — в пересказе Spot.
«Свободная ниша»
Добродеев руководил USM Telecom около трёх месяцев — с февраля 2022 года. По его словам, несколько месяцев после ухода из VK он провёл «в творческом поиске» и в это время осознал себя как предпринимателя.
Бывший топ-менеджер сфокусируется на создании инвесткомпании. Она будет вкладывать деньги в проекты финтех и e-commerce, работающие в странах СНГ — в первую очередь казахстанские и узбекистанские.
Компания будет зарегистрирована в ближайшие два месяца, ожидает Добродеев. На первом этапе он вложит в неё несколько десятков миллионов долларов из своих накоплений.
Сейчас Добродеев ведёт переговоры по 4−5 сделкам, суммарно оцениваемых в $10 млн. В их число входит маркетплейс товаров с перспективой выхода на рынки других стран. Его запуск ожидается этой осенью.
«С помощью нашей экспертизы мы сможем создать ведущего игрока по доставке товаров на аудиторию в 50−60 млн человек в Узбекистане и Казахстане: эта ниша сейчас свободна в этих странах», — обещал Добродеев.
Выделил он и потенциал более глубокого проникновения финтех-услуг в этих странах. По его словам, сервисы обеспечат местному населению удобный доступ к денежным переводам, онлайн-платежам, рассрочке и кредитам.
Большие перспективы малых рынков
Примерно через год работы в Казахстане и Узбекистане Добродеев рассчитывает привлечь международных инвесторов — например, из Индии или Китая. На их средства его компания сможет запускать проекты на Ближнем Востоке и в странах Юго-Восточной Азии.
Исходя из своего опыта работы в развитых странах, бывший гендиректор VK указал на их насыщенность цифровыми сервисами. Развивающиеся рынки на первый взгляд меньше, но скрывают большие перспективы, добавил он.
«Там нет сильно развитых традиционных офлайн-сервисов, например банков и ретейлеров», — заметил Добродеев. — «Поэтому если сразу прыгнуть в диджитал, то можно занять куда более серьезную долю рынка, чем в традиционной экономике».
Другие собеседники Forbes соглашаются с ним. Основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьёв пространство для новых больших игроков в Азии и некоторых постсоветских странах.
Сейчас на их рынках ещё не распространились такие услуги, как кикшеринг самокатов или цифровые банки. Также здесь концентрируется интеллектуальный потенциал, и здесь сосредоточено внимание русскоязычных предпринимателей из техносферы.
По данным PwC, в Казахстане уже появился свой большой игрок e-commerce — Kaspi. На его экосистему приходится около 70% рынка электронной коммерции страны, следом с большим отставанием идёт Wildberries.
Если в Казахстане с Kaspi будет сложно конкурировать, то Узбекистан — относительно свободный рынок на подъёме, отмечает Александр Горный из United Investors. Он полагает, что узбекистанский рынок созрел для нового лидера.
Ранее Spot писал, что страны Центральной Азии обсуждают запуск аналога Amazon и совместный выход на зарубежные маркетплейсы.