В 2022 году мировая экономика вступает в эпоху ужесточения денежно-кредитных политик центральных банков развитых стран, которые прекращают накачивать экономику ликвидностью.
В начале мая Федеральная резервная система (ФРС) США повысила коридор базовой ставки на 50 базисных пунктов — с 0,25−0,5% до 0,75−1%. Это было самым значительным повышением ставки с 2000 года.
В марте ФРС также повысила ставку на 25 базисных пунктов, что стало первым повышением за последние четыре года. Несмотря на значительное повышение ключевой ставки, реальная ставка процента или уровень доходности с поправкой на инфляцию продолжает находиться в отрицательной плоскости.
Источник: ФРС США
Кто виноват
В прошлом году мир столкнулся с ускорением инфляции, причина которой заключалась в том, что крупнейшие центральные банки проводили политику количественного смягчения в ответ на коронакризис, то есть печатали деньги, подпитывавшие экономическую активность.
Однако в 2022 году темпы инфляции лишь ускорились. В более чем 60% стран с развитой экономикой годовой уровень инфляции превысил 5%, что является самым большим скачком с 1980-х годов, а в половине стран с развивающейся экономикой инфляция перевалила за 7%.
С сентября 2021 года инфляция в США начала ускоряться на фоне мирового энергетического кризиса, а в марте она достигла отметки в 8,5% в годовом выражении, что стало рекордным показателем с 1982 года.
Источник: BBC
В качестве главной причины столь высокой инфляции ФРС отметила дисбаланс спроса и предложения, связанного с пандемией и высокими ценами на энергоносители.
Украинский кризис, по мнению Федеральной резервной системы, окажет повышательное воздействие на инфляцию и снизит деловую активность в США. По прогнозу МВФ, цены на энергоносители в 2022 году вырастут на 50%, а цены на неэнергетические товары (продукты питания и металлы) — на 20%.
События на Украине будут способствовать сохранению цены на нефть на уровне $100 за баррель. Повышательная динамика прекратится лишь в следующем году, когда цены немного снизятся.
Влияние на Узбекистан
Изменение денежно-кредитной политики со стороны американского регулятора безусловно скажется и на Узбекистане.
Во-первых, повышение базовой ставки ФРС приведет к замедлению мировой экономики.
В январе 2022 года глава МВФ Кристалина Георгиева предупреждала, что повышение ставки станет серьезным препятствием для роста мировой экономики. Больше всего это скажется на странах с высоким уровнем госдолга, так как две трети стран находятся в долговом кризисе или имеют риск попасть в него.
В своем апрельском обзоре МВФ ухудшил прогноз по восстановлению мировой экономики в этому году. Если в 2021 год рост составил 6,1%, то в этом прогнозируется на уровне 3,6%. Прогнозы по росту стран с развитой экономикой, включая ЕС, США, Великобританию, были пересмотрены вниз.
Morgan Stanley оценивает рост мировой экономики в 2022 году в 2,9%. В качестве одной из причин ухудшения прогнозов в банке отмечают попытки центробанков многих стран замедлить инфляцию, из-за чего потенциал роста мировой экономики выглядит крайне ограниченным.
Замедление темпов роста мировой экономики приведет к сокращению роста узбекской экономики. Узбекистан является развивающейся страной, которая сильно зависит от состояния дел в мировой экономике. Например, внешнеторговая квота Узбекистана (объем внешней торговли поделенный на ВВП страны) в 2021 году равнялась 60%. Чем больше внешнеторговая квота, тем более открытой является экономика страны.
Международные организации уже снизили свои ожидания по поводу роста узбекской экономики в этом году. МВФ прогнозирует рост на уровне 3,4%, а Всемирный банк — 3,6%.
Кроме того, одним из негативных последствий может выступать увеличение долговой нагрузки на экономику Узбекистана. Повышение базовой ставки ФРС ведет к укреплению доллара, что в свою очередь приведет к девальвации сума.
Повышение валютных рисков усложнит обслуживание обязательств по внешнему долгу, которые номинированы в иностранной валюте. Выплаты по долгу нужно производить в валюте, а так как государство и частные должники обменивают сумы на доллары для осуществления выплат, то обслуживание долга становится дороже.
Например, если посмотреть на валютную структуру внешнего долга, то более 70% внешних заимствований приходятся на доллар, поэтому укрепление американской валюты является серьезным риском для финансовой стабильности.
В 2021 году Узбекистан погасил основной долг на сумму в $919,9 млн и проценты по ним на $370,9 млн, а частный сектор выплатил кредиторам $4,5 млрд и $523,3 млн. В этом году правительству предстоит выплатить $1,88 млрд, что будет увеличивать расходную часть госбюджета.
Кроме того, повышение базовой ставки ФРС сокращает денежное предложение на рынке, что приводит к удорожанию кредитов. Продажа с баланса американского регулятора ипотечных и казначейских облигаций становится причиной повышения доходности долговых бумаг. В условиях финансовой и экономической турбулентности инвесторы склонны отдать предпочтение надежным активам, поэтому спрос на американские облигации с более высокой доходностью будет увеличиваться. ФРС считает, что последствием этого станет повышение стоимости заимствований для частных лиц и предприятий.
На протяжении последних лет Узбекистан активно увеличивал совокупный внешний долг. Если в 2018 его объем был равен $17,2 млрд, то уже в 2021 году вырос до почти $40 млрд, из которых $23,7 млрд приходятся на госдолг.
Внешние заимствования помогали покрыть дефицит торгового баланса Узбекистана, который за 1 квартал 2022 года составил $1,6 млрд. По данным Центрального банка, в 1 квартале дефицит счета текущих операций платежного баланса сократился с $2,5 млрд до $1 млрд. Причиной этому выступило сокращение дефицита торгового баланса и незначительный рост переводов трудовых мигрантов.
Дефицит текущего счета платежного баланса можно покрыть за счет переводов мигрантов, внешних заимствований, прямых или портфельных иностранных инвестиций в страну. Однако Всемирный банк ожидает сокращение переводов мигрантов в Узбекистан на 21% в 2022 году, что будет лишь способствовать увеличению дефицита платежного баланса. В итоге Узбекистану придется искать другие способы покрытия дефицита, включая использование золотовалютных резервов ЦБ.
Узбекистан активно занимал деньги для поддержки госбюджета, то есть покрытия его дефицита. Например, в 2021 году правительство заключило 33 соглашения о внешнем заимствовании на $4,9 млрд, из которых $1,8 млрд были направлены на поддержку бюджета.
Удорожание стоимости внешних заимствований для Узбекистана делает перспективу покрытия дефицита бюджета за счет наращивания государственного долга менее привлекательной, так как страна может попасть в долговую спираль. Правительству придется снижать расходную часть бюджета, что сократит совокупный спрос в экономики и замедлит темпы ее роста, однако такие шаги увеличат экономическую устойчивость государства.
Экономика Узбекистана стоит перед множеством вызовов, которые угрожают росту благосостояния населения, поэтому государство будет вынуждено принимать соответствующие меры.
Главным условием для минимизации рисков является оперативность реагирования на изменяющиеся условия в мире, а также адаптивность и гибкость узбекской экономики к внешним шокам.
К сожалению, перспектива возвращения мировой экономики к допандемийному тренду роста отдаляется, поэтому экономика Узбекистана будет расти более медленными темпами, чем она могла бы при более благоприятной экономической среде.