Международный креативный фестиваль «Каннские львы» — один из самых престижных конкурсов для всех, кто так или иначе связан с созданием рекламы.

Получить «Льва» сравнимо с получением статуэтки «Оскара» в кинематографе и по праву считается высшей степенью признания в мировом креативном сообществе.

В рамках фестиваля проводится конкурс «Молодые каннские львы» (Young Lions). В этом году Узбекистан во второй раз получил квоты на участие трех команд в финале конкурса в категориях Film, Digital, Design.

Региональный конкурс проходит в один этап: команды из двух человек за 24−48 часов (в зависимости от категории) создают креативной работы, которая «должна поднять планку для всего рынка креативных коммуникаций в регионе».

Лучшая команда в каждой категории получает право выступить в финале «Каннских молодых львов», а также принять участие в качестве делегата международного фестиваля рекламы «Каннские львы» во Франции в июне этого года.

Победители регионального этапа стали стали известны в мае. Так, в категории Film золото одержала команда Дании Кияевой и Артема Лим, в категории Digital — Саййидбека Назриллаева и Станислава Бабича, а в Design — Анастасии Ким и Мурата Рисбикова.

Примут ли они участие в финале конкурса, учитывая, что все расходы должны покрывать самостоятельно, что дает участие в подобных фестивалях молодым креаторам и как в целом обстоят дела на рынке креатива в Узбекистане.

Об этом Spot поговорил с CEO, продюсером гибридной видео-продакшн студии DBLA Анастасией Ли, которая была членом жюри в Узбекистане в категории Film, а также соучредителем агентства Ma’no Branding Темуром Саъдий, который был среди членов жюри категории Design в Грузии и Азербайджане.


Что дает участие в конкурсе

В первую очередь это опыт. Участники могут раскрыть свой потенциал, так как на выполнение задания дается мало времени, приходится учиться концентрироваться на нужных вещах, отсеивать десятки разных идей, чтобы сделать работу емкой, понятной всем и доступной.

Также ребята учатся работать в команде. Не зря ведь во всем мире работают креативными парами. Но в продакшне двоих мало и потому ребята обычно привлекают дополнительные ресурсы — актеров, например.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Брифы же конкурса сосредоточены на том, чтобы показать острую социальную проблему, посредством креатива рассказать о ней и частично поспособствовать ее решению.

Это сильно отличается от повседневной рутины — коммерческих проектов, которые делаются изо дня в день, и в которых клиент порой сам не знает, какой продукт хочет получить на выходе.

В Young Lions ребята жаждут победы, больше мотивированы и свободны в принятии решений, связанных с креативом. С этой точки зрения результат обычно выходит куда лучше.

К примеру, в этом году перед участниками категории Film была задача возродить легенду — театр «Ильхом», помочь найти им спонсоров, в категории Design — создать айдентику для первой в Узбекистане госпитальной школы Mehrli Maltab, которая предназначена для помощи детям с тяжелыми заболеваниями, чтобы они могли получать образование и не отставать от школьной программы во время длительного лечения.


Фото: «Золото в категории Design. Работа Анастасии Ким и Мурата Рисбикова

О работах победителей. Результаты стали некой неожиданностью. К примеру, у победителей в категории Film (Дания Кияева и Артем Лим) идея была достаточно интересная, но ролик вышел больше насмешливым.

Естественно все понимают, что одним роликом и дизайном проблему не решить, необходим комплекс мер. Но при этом Young Lions в очередной раз иллюстрирует то, что за короткий срок вполне возможно применить простые решения и получить хороший результат.

Видео: Работа победителей в категории Film Дании Кияевой и Артема Лим

О стоимости. Участие команды из двух человек в локальном этапе обошлось в 72 евро (36 евро на одного человека). Победитель получает возможность принять участие в главном конкурсе в Каннах. И вот здесь вопрос упирается в деньги.

К примеру, в этом году на сайте было сказано, что дальнейшее участие победителя составляет без учета НДС 600 евро. Участники рассчитывали на то, что в случае победы поделят сумму на двоих и примут участие в следующем этапе. Но в итоге выяснилось, что эта сумма лишь на одного из двух, а общий чек с учетом 20% налога почти 1,5 тыс. евро. При этом участвовать обязательно должны оба члена команды.

Цена достаточно «кусачая» и для многих недоступная. Из вариантов — помощь агентства или поиск спонсора, для которого в последующем будет сделан проект.

К примеру, Ma’no Branding второй год подряд оплачивает участие лучшим сотрудникам как на конкурсе внутри Узбекистана, так и стоимость участия в международных «Каннских львах».

Победители категории Film — Дания и Артем оплатили свое участие в первом этапе конкурса самостоятельно, так как это их осознанное решение, где им соответственно хотелось сполна насладиться участием и теперь уже победой, а для этого нужно ощущать всю важность принятых решений и ответственность по ним, понимать, как сложно и дорого стоит участие.

Как выбирают победителя

Опыт показал, что девяти баллов при оценивании крайне мало — встречаются схожие по замыслу идеи, работы и в такие моменты судить их крайне тяжело. К примеру, бывают конкурсы, где отобрать победителя нужно из нескольких сотен претендентов. И тогда член жюри будет изучать и просматривать работы кругами и выберет ту, что оставила больший отпечаток в памяти и, соответственно, прошла по основным критериям.

В целом, участникам вполне возможно подготовиться к конкурсу — отсмотреть множество предыдущих работ, запомнить определенные приемы. Но трудность в том, что можно получить бриф, который вовсе не ожидал.

К примеру, в прошлом году команда от Ma’no Branding также принимала участие в «Молодых Каннских львах». Все ждали бриф по упаковке или айдентике, а получили разработку сайта. Победу одержать не удалось, потому что основные усилия были потрачены на техническую часть, в то время как акцентировать внимание нужно было на идее.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

При этом, так как мы часто сами участвуем в различных международных фестивалях, будучи в составе жюри смогли посмотреть на свои конкурсные работы как бы со стороны, понять, как происходит оценка. Это поможет в дальнейшем при участии в фестивалях правильно выстроить свою работу.

Пока не ясно, чем мы все занимаемся

В сфере креатива в стране кочует мнение, что мы все еще где-то на отшибе. Себя и работы своих коллег принято недооценивать. В то время как, к примеру, сооснователь одного из ведущих коммуникационных агентств России Денис Елисеев считает, что у нас уже есть работы достойные «Каннских львов».

Так вот участие в конкурсах и фестивалях подобных этому позволяют сломить такое мышление.

Саму же индустрию креатива в стране оценить пока тяжело. Пока она находится в зачаточном состоянии и должно пройти немало времени, пока рынок вырастет до больших размеров, на котором компании могут действительно хорошо зарабатывать.

В условиях отсутствия жесткой конкуренции, возможно, мы даем рынку инструменты, которые ему пока не совсем нужны.

Мы часто отговариваем клиентов от тех или иных работ. Не все понимают, зачем им нужна айдентика или видео и, как этим пользоваться.

Отказываемся же и от работы, когда у клиента в компании нет отдела маркетинга — звена, который после разработки айдентики, к примеру, будет ее внедрять в жизнь.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Важно, чтобы каждый заказчик четко понимал, что получит в конце, что это ему даст и к чему приведет. А ставить все ставки, к примеру, на ролик — глупо.

Например, в компании могут думать, что отсняв ролик, они решат проблему продаж, например. Это невозможно.

При этом за последние годы конкуренция в сфере растет, увеличивается пул клиентов. Большинство запросов поступают из базовых сфер — строительной или медицинской. Но в ближайшее время ожидаем бум ритейла и текстиля. Для этого уже сейчас есть выстроенный плацдарм со стороны государства — отменены многие ограничения.

Когда произойдет этот скачок в развитии бизнеса и экономики в целом, страна перейдет из низких доходов в средние, тогда будет рост спроса на наши услуги.

Сейчас все компании сферы развиваются разрозненно, но возможно, в скором времени игроки креативного рынка начнут собираться, больше общаться и взаимодействовать друг с другом.

И речь далеко не о создании ассоциации, которая нам, к слову, не нужна. От нее на самом деле и толку мало. Здесь куда важнее открытость, готовность сообща развивать индустрию.

К примеру, у дизайнеров растет большое дизайн-сообщество, а вместе с ним и компетентность участников. Так, на первую встречу клуба собралось больше 500 человек.

Вдобавок, о появлении и выстраивании фундамента и целой платформы говорит и спрос на курсы дизайна.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Не все экспаты — высококлассные специалисты

В Узбекистан прилетело достаточно хороших видеографов, режиссеров, операторов, что в целом должно дать толчок развитию сферы. Но вот в соседнем Казахстане так не считают. С их слов, приезжие специалисты, которые только начинают осваивать рынок, демпингуют его и забирают себе крупные проекты.

Мы же пока на себе этого не почувствовали. Возможно, мало обслуживающих компаний и достаточно клиентов или же в Казахстан приехало больше сильных ребят.

Но в целом, к ситуации все отнеслись позитивнее — нам куда выгоднее, когда режиссеров, операторов и стратегов больше. Теперь их не надо привозить сюда и тратить на это баснословные деньги.

При этом стоит сделать ремарку, что не все экспаты — специалисты. И понятное дело, что рассказывая о себе, они вполне могут приукрасить действительность, указывая в шоуриле и в резюме лишь лучшие из своих кейсов.

В качестве примера, в Ma’no Branding поступило порядка 150 разных резюме от мигрантов. Ценник у большинства высок, а умения не выше среднего. По итогу из всех в команду взяли лишь одного стратега.

При этом на рынке много достаточно сильных специалистов, среди тех же дизайнеров, которые понимают локальный контекст, знают, с чем работают и как выстраивать коммуникацию.

Да и, на наш взгляд, куда лучше выбрать местного специалиста с подходящими навыками. Потому что своих надо поддерживать.

А имеющийся кадровый голод в ряде определённых индустрий и департаментов, пока не утолить, ведь нужные специалисты к нам еще не приехали.