В 2022 году мир одновременно столкнулся с несколькими видами кризисов. Помимо энергетического, который начался еще прошлой осенью, а также долгового, обострившегося из-за негативных экономических последствий коронакризиса, на повестке дня отчетливее наблюдается продовольственный кризис.
Пандемия коронавируса стала спусковым механизмом для продолжающегося роста цен на продовольствие, а вооруженный конфликт на территории Украины обострил существующие сложности в мировой торговле.
Узбекистан является частью мировой экономики, поэтому возникающие внешние факторы оказывают влияние на внутриэкономическую ситуацию. Рост цен на продовольствие во всем мире ещё скажется на экономике Узбекистана.
Последствия коронакризиса
Пандемия коронавируса резко обострила проблему обеспечения населения продовольствием в развивающихся странах.
В 2021 году цены на продовольствие выросли на 28% по сравнению с показателем прошлого года. Если в 2020 году среднее значение индекса продовольственных цен ФАО равнялся 98,1 пункту, то в следующем году он достиг отметки 125,7 пунктов. Такое резкое повышение значения индекса, который составляется продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), нарушает цикл относительно дешевых мировых цен на продовольствие.
После 2014 года начался шестилетний период, когда индекс цен ФАО находился в интервале 93−98 пунктов. Абсолютный рекорд значения индекса цен ФАО на продовольствие был зафиксирован в 2011 году, достигнув значения 131,9 пункта.
Исследователи полагают, что стремительный рост цен на базовые продукты питания привел к волне протестов в странах Ближнего Востока и Северной Африки, поэтому данная тема представляет не только экономический, но и социально-политический интерес.
В прошедшем году существенно выросли цены на зерновые, растительные масла и сахар. Индекс цен ФАО на зерновые и сахар продемонстрировал схожий рост на 30 пунктов в 2021 году, когда индекс цен на зерновые вырос до 131 пунктов, а на сахар — до 109. Самой быстрорастущей категорией продуктов питания стали растительные масла. По сравнению с 2020 годом индекс цен на растительные масла увеличился на 75 пунктов до 164,9, установив абсолютный рекорд за все время наблюдений.
Среди причин столь стремительного роста цен в прошлом году ФАО отмечает следующие предпосылки:
- высокий спрос на продовольствие и на корм для животных;
- неблагоприятные погодные условия в ключевых странах-экспортерах;
- неопределенность связанная с экспортными ограничениями со стороны некоторых крупных экспортеров;
- высокие внутренние транспортные расходы и рост издержек производителей в экспортирующих странах;
- нарушение в цепочках поставок товаров, спровоцированное пандемией.
В свою очередь Всемирный банк в июньском обзоре перспектив мировой экономики указывает, что рост цен на сырьевые товары в первой половине 2022 года лишь частично вызван военными действия на Украине. По мнению ВБ, пандемия коронавируса заложила предпосылки для быстрого роста цен на продовольствие, так как начавшиеся восстановление спроса в середине 2020 года стало оказывать давление на цены на фоне ограниченных производственных возможностей по некоторым сырьевым товарам в силу карантинных ограничений и других возникающих с этим сложностей.
Фактор войны в Украине
Нарастание международной напряженности усугубило негативные тенденции на мировом рынке продовольствия. События после 24 февраля напрямую затронули Украину и Россию, которые являются крупнейшими экспортерами пшеницы, растительного масла, кукурузы и ячменя. В результате этого индекс цен ФАО вырос до 157,4 пунктов в мае 2022 году, а индекс цен на зерновые — до 173 пунктов. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то цены на продовольствие и на зерновые увеличились на 22% и 31%, соответственно.
Россия и Украина — одни из основных производителей и экспортеров ключевых продовольственных товаров, от поставок которых зависят многие развивающиеся страны, обеспечивающие за счет импорта свою продовольственную безопасность. На обе страны приходится больше половины мирового производства подсолнечника, более 20% производства ячменя, 14% производства пшеницы, 6% — рапса, 4% — маиса (кукурузы).
На мировом рынке экспорта некоторых сельхозтоваров Россия и Украина занимают более значительные позиции. Например, в 2021 году Россия заняла первое место по экспорту пшеницы, опередив США, Канаду, Австралию, а Украина оказалась на 5 месте.
В экспорте ячменя Украина и Россия занимают 2 и 3 места, уступая лишь незначительно Австралии. Тем не менее на рынке экспортеров подсолнечного масла обе страны являются главными игроками с суммарной долей в 70% от всего объема мирового экспорта.
Если подходить предметно к каждой сельхозкультуре, то ФАО прогнозирует впервые за 4 года снижение производства пшеницы на 0,8% до 771 млн тонн на мировом рынке. Среди стран, где ожидается снижение производства, значатся Австралия, Индия, Марокко и Украина, а в России, наоборот, возможен прирост.
Влияние спецоперации наиболее отчетливо заметно на мировом рынке экспорта пшеницы, который сократится на 1,7% до 189 млн тонн. Уменьшение объема рынка связано со значительным сокращением экспорта украинского зерна по причине блокады черноморских портов.
В июньском докладе Всемирный банк спрогнозировал рост цен на сельскохозяйственную продукцию в этом году на 18% на фоне снижения производства зерна на Украине, увеличения издержек для производителей из-за роста цен на топливо, химическую продукцию и удобрения.
Всемирный банк подчеркивает, что цены на удобрения вырастут в 2022 году на 70%, так как повысятся издержки производителей, сократятся производства и возникнут ограничения на ведение торговли.
Необходимо отметить, что Россия является важным игроком не только на мировом продовольственном рынке, а также на энергетическом (нефть, газ) и на рынке удобрений. Фактор России оказывает комплексное влияние на конечное ценообразование на продукты питания на всех стадиях производства.
Политический торг
Решение проблемы продовольственного кризиса представляет комплексный характер. После того, как началась «спецоперация» черноморские порты Украины, на которые приходилось более 90% украинского экспорта зерна, оказались заблокированы военно-морским флотом России. Недоступность привычных маршрутов экспорта украинского зерна поставило некоторые развивающиеся страны-импорта в крайне уязвимое положение.
Многие акторы начали прикладывать усилия к разблокированию украинских портов со стороны России. Например, генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш предложил снять ограничения на экспорт российских и белорусских калийных удобрений в обмен на пропуск судов с украинским зерном.
Ранее ООН выражала опасения по поводу дестабилизации обстановки в странах, зависящих от украинского зерна, на фоне дефицита продовольствия, а директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли отметил, что конфликт на Украине увеличил количество людей, «марширующих на голодную смерть», на 47 млн — с 276 млн до 323 млн. К решению проблемы активно подключилась Турция, ведущая переговоры с обеими сторонами конфликта.
Введение санкций со стороны Запада на Россию еще сильнее обострило проблему продовольственного кризиса. Турция указывала на то, что санкции в отношении российских судов усложняют экспорт продовольствия.
Ранее крупнейшие мировые компании, занимающиеся контейнерными перевозками, отказались работать с российскими контрагентами.
К замечаниям Турции присоединяется ФАО, которая в своем июньском обзоре выразила схожие опасения. Экономические санкции наносят косвенный ущерб, усложняя проведение транзакций и увеличивая стоимость фрахтования судов.
Влияние на Узбекистан
Происходящие вокруг события не могут обойти стороной Узбекистан, который продолжает оставаться подверженным внешним факторам.
Центральный банк Узбекистана в своем квартальном обзоре отметил, что перебои в цепочках поставок под влиянием внешней геополитической ситуации оказывали негативное влияние на инфляцию в I квартале 2022 года. В аналитическом докладе указывается перетекание внешних факторов на внутренние, когда ценовые изменения на мировом рынке оказывают влияние на внутренние цены с небольшой задержкой.
После непродолжительного замедления роста продовольственной инфляции в феврале до 0,6% в марте было зафиксировано резкое ускорение до 2,5%. По итогам квартала этого года увеличение продовольственной инфляции первого квартал составило 4,4%, а в годовом измерении ускорилось до 14,5%.
В апреле продовольственная инфляция продемонстрировала рост более 2%, но снизилась год к году. Изменение ситуации стало фиксироваться в мае, когда повышение цен на продукты питания замедлилось до 1%. Замедление роста цен на продукты питания сподвигнуло Центральный банк к осторожному снижению ставки, так как резкий рост цен на социально значимые товары представляется крайне маловероятным.
Если посмотреть на структуру импорта Узбекистана за первые 4 месяца 2022 года, то можно обнаружить, что 11,2% приходится на продукты питания, а в абсолютных числах составляет $1,126 млрд. За аналогичный период 2021 года в Узбекистан было импортировано продуктов питания на $756 млн. В текущем году импорт продовольствия уже увеличился почти на 50% по сравнению с прошлым годом.
В страновой структуре импорта лидирующее положение занимает Казахстан с долей в 38,2% ($430 млн), а следом идут Россия и Бразилия — 25,2% ($283 млн) и 11,3% ($127 млн). На эти 3 страны приходится почти 75% от совокупного импорта продовольствия Узбекистана.
По сравнению с прошлым годом доля Казахстана, России и Бразилии возросла с 72,6% до 74,6%, то есть несмотря на абсолютный прирост импорта продовольствия, доля 3 крупнейших импортеров даже увеличилась, что говорят о том, что Узбекистан наращивает поставки из этих стран, а не диверсифицирует поставщиков продуктов питания на внутренний рынок.
Главной статьей импорта продовольствия является пшеница, доля которой в абсолютных значениях составляет $281 млн. Основным поставщиком пшеницы в Узбекистана выступает Казахстан, который нарастил свой экспорт на 46,5% по сравнению с прошлым годом. Пшеница занимает четверть от совокупного объема импорта продовольствия.
Помимо этого, Казахстан поставляет пшеничную муку и растительные масла. Другой важный продукт импорта — тростниковый сахар-сырец, поставки которого на сумму в $119 млн полностью обеспечивались Бразилией.
На третьем месте идет маргарин и комбижир. Импорт данного товара осуществляется в основном Россией, которая также поставляет какао и шоколад, детские пищевые продукты, молочные продукты и кофе.
В качестве главного вызова для продовольственной безопасности Узбекистана является ограничения на экспорт продуктов питания в основных странах-поставщиках продовольствия на внутренний рынок. Например, Казахстан продлил квоты на экспорт зерна и муки до 30 сентября. Ранее Россия также ввела ограничения до 30 июня на экспорт зерна, который ограничен квотой в 11 млн тонн, в том числе 8 млн тонн пшеницы.
Заключение
Разворачивающийся продовольственный кризис на фоне международно-политической нестабильности ставит перед Узбекистаном различные вызовы.
Во-первых, рост цен на продовольствие приводит к стремительному росту числа людей за чертой бедности. Во-вторых, удорожание продуктов питания ведет к росту социальной напряженности, которая переливается в стихийные акции протеста. В-третьих, Афганистан выступает потенциальным очагом гуманитарной катастрофы, спровоцированной ростом цен на энергоносители и продовольствие, что усугубляет проблему голода.
В конце концов, все это требует от властей страны готовности к оперативному реагированию и принятию необходимых решений для смягчения последствий кризиса для уязвимых слоев населения.