«Додо Пицца» — российская сеть пиццерий. Открыта в 2011 году предпринимателем из Сыктывкара Федором Овчинниковым.

По состоянию на май 2022 года сеть включает 821 заведение в 16 странах мира. Из них 95% — партнерские франчайзинговые точки.

В 2021 году выручка сети составила 40,2 млрд рублей или $546 млн, рост — 56%.

Федор давно не считает «Додо» просто ресторанной сетью.

«Мы одни из первых по-настоящему цифровых концепций, находимся на стыке ресторанного и технологического рынков. Наша информационная система „Додо ИС“ позволяет держать руку на пульсе и всегда быть в курсе того, как идут процессы в каждой пиццерии», — рассказывает он.

По словам Овчинникого, весь его бизнес строится на принципах тотальной открытости.

В 2020 году холдинг переименовали в Dodo Brands, чуть позже запустили две новые концепции — «Дринкит» и «Донер 42».

Фокус в работе стартапов на том, чтобы все заказы были автоматизированы. Так доля заказов через мобильное приложение в кофейнях «Дринкит» составила 50,5%, а у «Донер 42» — 40%. И у каждого из них уже по пять филиалов.

4 июля в Ташкенте прошла встреча с Фёдором Овчинниковым, организованная компанией Restorica Group. Spot собрал всё самое интересное со встречи.


Продавать будущее — профессия предпринимателя

Вот уже 11 лет прошло, как появилась «Додо Пицца». Первая пиццерия работала только на доставку. Сегодня же сеть значительно разрослась — 821 заведение в 16 странах. Из них 95% пиццерий принадлежит партнерам.

Согласно обзору исследования рынков РБК, мы являемся абсолютными лидерами на рынке доставки пиццы в России. На рынке же общественного питания мы на четвертом месте после McDonald’s, KFC и Burger King.

Нас уже признали самой быстрорастущей ресторанной сетью в мире.

Сейчас задача в том, чтобы стать в России первыми не только по пицце, но и по всей концепции в целом.

И вот у меня часто спрашивают о том, как построить большой бизнес.

Считаю, что главное — терпение и долгосрочное мышление. Нашим странам [России и Узбекистану] этого как раз не хватает. Мы привыкли, что все может резко поменяться и поэтому бизнес мыслит так, что деньги нужно заработать прямо сейчас, без каких-либо ожиданий.

Для проектов с большой историей важно думать на 20−30 лет вперед и относиться к тому, что ты делаешь так, будто существовать дело будет очень и очень долго.

Мы вот ждали своего времени 7,5 лет. Все эти годы я был в постоянном поиске инвестиций. Бывали моменты, когда понимал, что если не найти деньги, то в ближайшие два месяца нечем будет оплачивать зарплату сотрудникам и все просто-напросто рухнет. Это была борьба за жизнь. И лишь на восьмом году удалось выйти в прибыль.


Фото: Федор Овчинников, Додо Пицца

Поэтому важно ответить на вопрос о том, готовы ли вы ждать. Ведь чем больше бизнес, тем больше ожидания.

По сути у «Додо Пицца» есть три этапа истории:

  • 2011−2016 годы — с нуля до сети пиццерий №1 в России;
  • 2017−2020 годы — от локального стартапа к глобальному;
  • 2021−2024 годы — от сети пиццерий до цифровой франчайзинговой платформы.

Также считаю, что задача предпринимателя — продавать будущее, а для этого важна вера в свой продукт и радикальная честность.

«Додо Пицца» полностью открыта. Выручку в любом из регионов можно увидеть у нас на сайте и даже ту, что в Нигерии.

Не надо изобретать велосипед. Лично у меня вся идея с «Додо» была в том, что не велосипед нужно изобрести, а взять уже рабочий продукт и улучшить его.

Для меня рабочей схемой стала всеми любимая пицца. Так я решил сделать умную пиццерию, оцифровать все процессы и масштабировать франшизу на основе IT-системы, которая сейчас позволяет нам видеть все, что происходит внутри, управлять качеством и сравнивать пиццерии.

Пытаясь дать рынку что-то новое, стоит помнить, что риски в таком случае всегда выше. К примеру, продукт может быть никому не нужен или же понадобится много ресурсов, чтобы он начал работать.

Но это не означает, что стоит просто воровать чужое. Это плохо. Но вот копировать и улучшать — можно. На этом весь прогресс и построен. Взять тех же китайцев, которые копировали и совершенствовали, а теперь у них одна из самых сильных экономик.

Вот так и мы за счет диджитализации решили совершить революцию.


Фото: Додо Пицца

Бизнесу никогда не научиться, слушая Федора Овчинникого

Всему можно научиться на практике — набивая шишки, совершая ошибки и анализируя их.

Бизнесу никогда на научиться, слушая Федора Овчинникого или книги читая. Лучше всего взяться за дело и уже в процессе видеть, как все работает.

Предприниматели, к слову, отличаются слабоумием и отвагой. У них пониженное чувство риска — готовы на действия, на которые другие люди не решатся.

А слабоумие в данном случае заключается в том, что эти риски они не оценивают до конца. Чаще принимают решение на эмоциях — им хочется, они верят интуиции и только.

Конечно, эти качества и заставляют делать бизнес, но дальше выживает тот, кто умеет развиваться, умеет рефлексировать и учиться.


Фото: Додо Пицца

Я за свое время наделал много ошибок: был не терпелив, набрасывался на первую попавшуюся возможность и расфокусировывался, не уделял внимание финансам.

Про команду. Если вы строите компанию, где команда не может сказать руководству то, что она думает — это плохо и со временем это сделает вас слабее.

У нас на этапе обсуждения говорят все, но на этапе решения выбор остается за единственным ответственным.

В сети на сегодняшний день 27 тыс. рабочих мест. И мы не берем тех, кому не интересно то, что мы делаем. Потому что заинтересованность и инициатива сотрудника помогают бизнесу расти.


Фото: Додо Пицца

Говоря же о бизнесе, хочу отметить, что в нем главный — клиент, и все должно выстраиваться вокруг него.

Моя цель — построить компанию, которая будет жить и после меня, будет неким самостоятельным организмом. Залогом этому будет культура и своя система. И вот как раз отношение к клиенту — основная составляющая этой культуры.

Что с «Додо» сейчас

Мы для себя понимаем, что строим компанию на века. И за это время случиться в мире может всякое. Так или иначе, но времена бывают хорошими и плохими.

Во времена подобные тем, что сейчас, есть возможность перестроиться, научиться быть более гибкими. Более того, кризис — возможность и опасность в одном флаконе.

К примеру, в России для нас сейчас больше возможностей роста, ведь происходит перераспределение доходов: из более высокого сегмента в более низкие цены.

В этом году, если курс рубля останется прежним, то выручка всей сети должна будет превысить $1 млрд.


Фото: Додо Пицца, Ташкент

Кроме того, мы уже перестроили международную стратегию и сейчас переводим международный центр из Великобритании в Дубаи.

Согласно нашей стратегии «План 333», планировалось в 2024 году выйти на IPO на московской или международной бирже. Но с учетом сегодняшней геополитической ситуации планы сильно поменялись.

В долгосрочных планах все осталась как и прежде — планируем стать публичной компанией и работать по всему миру.

Здесь же, в Узбекистане у нас все хорошо. Очень сильно верим в местный рынок. Видим, как страна активно развивается в последние годы, как население растет.

Потратили много времени на формирование команды, на поиск сильных управляющих и сейчас готовы двигаться ускоренными темпами.

В ближайший год планируем открыть пять-семь новых точек. Когда наши новые стартапы «Дринкит» и «Донер 42» себя проявят и мы будем уверены, что они работают, то, конечно же, откроем их и здесь. Вопрос будет лишь в поиске партнера.