В декабре 2018 года в Узбекистане заработал сервис по продаже автомобилей Avtoelon.uz, разработанный казахстанской IT-фирмой Kolesa Group.
CEO Avtoelon.uz Асан Абдраимов поделился с изданием «Курсив» опытом развития за рубежом. Ниже приводятся ключевые выдержки из его рассказа.
Решение и процесс выхода
После запуска нескольких успешных проектов дома в компании решили попробовать выйти на иностранный рынок. Выбор пал на Узбекистан по нескольким причинам.
Первой стала открытость к внедрению IT-решений, вторая — более доступный интернет. Кроме того, население республики вдвое больше Казахстана. Наконец, объём рынка легковых автомобилей тогда уже достигал $6 млрд.
В первый же год после старта Avtoelon стал лидером по продажам авто онлайн. Приложение скачали свыше 1 млн раз, а месячная аудитория превысила 1 млн человек. Сейчас им пользуются 1,5 млн человек в месяц.
Задачей сервиса Абдраимов назвал создание удобного места для купли-продажи авто и встречи продавцов с покупателями.
Конкурентоспособность
Абдраимов назвал четыре основных преимущества Avtoelon. Во-первых, через сервис можно найти все, что связано только с автомобилями, и помимо их купли-продажи авто, доступны смежные услуги: ремонт машины, покраска, запчасти. Во-вторых, здесь удобно размещать и искать объявления, в том числе по фильтрам.
В-третьих, платформа располагает крупнейшей базой объявлений купли-продажи авто. В-четвёртых, через неё можно легко и быстро найти покупателя либо продавца из любой точки Узбекистана.
Однако большинство узбекистанцев всё ещё предпочитают авторынки — как место для встреч и разговоров. Именно базар остаётся основным конкурентом сервиса.
Такая же ситуация наблюдалась в Казахстане 10−15 лет назад. Тогда большое значение имел рынок в Каскелене (западный пригород Алматы — прим. Spot), но сейчас он почти опустел.
Проблемы и достижения
Абдраимов отметил несколько факторов, препятствующих росту сервиса в Узбекистане. Так, интернет в Узбекистане даже после всех оптимизаций остаётся дорогим, а связь в малых населённых пунктах работает хуже по сравнению с крупными городами.
Наконец, Avtoelon — молодой продукт. Поэтому узбекистанцам нужно время на оценку его достоинств, чтобы начать пользоваться им чаще.
Однако сервис занял в республике место top of mind — именно его вспоминают в первую очередь, если нужно купить или продать авто онлайн. Кроме того, число продавцов ежегодно удваивается, а продать машину можно в среднем в течение недели.
Также растёт число платящих пользователей, что указывает на действительную пользу Avtoelon для людей. В дальнейшем сервис будет повышать удобство, наращивать базу объявлений и долю рынка.
Ранее Spot писал, что казахстанский фитнес-стартап 1Fit начинает работу в Узбекистане и планирует выйти в США.