Узбекистанцы активнее снимают наличность со своих счетов и карт, следует из свежего отчёта Центрального банка.
За шесть месяцев банковский оборот наличности составил 316,3 трлн сумов. По сравнению с первой половиной 2021 года объём увеличился на 36,4%.
Кассы банков с начала года приняли наличными 152,3 трлн сумов — на 32% больше, чем ранее. По сравнению с прошлым годом несколько сократилась доля поступлений от торговли и сферы услуг, зато заметно вырос приток от банковских сервисов.
В общем объёме прихода от торговли и услуг доля наличности сократилась с 64% до 62,5% — в пользу платежей через терминалы. При этом наличные поступления в абсолютных цифрах выросли на 14 трлн сумов, безналичные — только на 10,8 трлн.
Расход наличных со стороны коммерческих банков в это же время достигли 164 трлн сумов, показав 40,8% прироста. Если в начале прошлого года банки получали больше наличности, чем отдавали, то сейчас ситуация противоположная — расходы выше почти на 12 трлн сумов.
В частности, объём снятия наличных в банкоматах увеличился на 22,2 трлн сумов или 52,7%. Также на 47,7% (13,6 трлн сумов) вырос объём наличности для покупки инвалюты.
С начала года начисления на карты достигли 229,2 трлн сумов, увеличившись к прошлогоднему уровню на 80,6%. Из них было обналичено 64,3 трлн сумов — меньше в процентном соотношении, чем ранее.
Для покрытия спроса ЦБ с начала года выпустил 11,8 трлн сумов наличных денег. Сейчас в обороте находится 40,5 трлн сумов наличности при общей денежной массе в 158,45 трлн.
Доля наличных в денежной массе снова растёт. Если на 1 июля прошлого года она равнялась 22,4%, то сейчас — уже 25,6%.
Долгий путь к «безналу»
Пандемия COVID-19 значительно изменила сферу платежей. С одной стороны, отмечался рост объёма наличных в обращении, с другой — стали несколько более популярны сервисы безналичных платежей.
Предприятия стали чаще перечислять зарплаты работников на карты. В свою очередь, население часто предпочитало перевести средства в наличность, несмотря на относительное удобство безнала.
Эксперты называли ряд причин, по которым в Узбекистане преобладает наличность. Среди них — привычки, страх перед мошенниками, ограниченная сфера электронной коммерции, слаборазвитая инфраструктура и другие.
Как ожидается, Узбекистан достигнет безналичного общества через 10 лет — тогда на смену картам придут электронные кошельки, телефоны и другие девайсы.
Ранее Spot писал, что ЦБ нарастил выпуск наличных денег во избежание их дефицита в банкоматах.