В конце июня Министерство торговли США ввело вторичные санкции против 36 компаний, среди которых оказалась одна оказалась из Узбекистана.
Правовой основной таких действий служат факты нарушения санкционного режима США в отношении России. В будущем количество таких случаев будет только расти.
Разбираемся, что из себя представляют вторичные санкции, как они вводятся и стоит ли их опасаться узбекистанским компаниям.
Что такое санкции
Экономические санкции — это ограничительные меры финансового или торгового характера, вводимые правительством одной страны в отношении других государств, а также физических или юридических лиц.
Инициаторами введения экономических санкций выступает одно государство или международная коалиция стран. Экономические санкции являются инструментом мощных, передовых и развитых государств или их объединений, используемые против развивающихся стран, которые более зависят от международной кооперации. Возникающая асимметрия между субъектом и объектом обеспечивает санкциям высокую эффективность.
Наиболее активно к использованию экономических санкций прибегают США, что объясняется доминирующей ролью американского доллара в глобальной экономике. Высокая доля доллара в международных расчетах увеличивает возможности страны по выявлению нарушений режимов санкций внутри страны и за ее пределами, сводя к минимуму вероятность обхода американских санкций.
Например, почти 60% глобальных валютных резервов хранятся в американской валюте. Это и заставляет всех игроков на мировом рынке соблюдать режим санкций США.
Экономические санкции можно разделить на торговые и финансовые. Первые накладывают торговые ограничения по отправке определенных видов товаров. Тем не менее, они легко обходятся через инструменты контрабанды и параллельного импорта.
Финансовые санкции вводятся быстрее и проще, а государство лучше регулирует финансовый рынок. Данный тип ограничений резко снижает приток капитала, отпугивая потенциальных инвесторов.
Как работают санкции США
С начала прошлого века США активно вводят экономические санкции против различных стран, включая Иран, КНДР, Россию и Китай. По способу воздействия американские санкции делятся на блокирующие и секторальные.
При блокирующих санкциях лица и организации вносится в SND-список (Specially Designated Nationals), подразумевающий заморозку активов, лишение доступа к американской финансовой системе, запрет на транзакции в интересах объекта санкций и другие ограничения.
Фактически запрещаются любые экономические отношения, что приводит к колоссальным издержкам для бизнеса, из-за исключения из мировой финансовой системы. Этот вид американских санкций признается наиболее жесткой мерой.
Секторальные санкции — это точечные ограничения на операции с компаниями, попавшими в SSI-список (Sectoral Sanctions Identifications), которые представляют стратегический интерес для отраслей экономики санкционируемого государства. Секторальные санкции позволяют сохранить избирательный характер воздействия непосредственно на объект.
Главным координирующим органом действующих санкционных режимов США является Управление по контролю за иностранным активами (OFAC), которое подчиняется Министерству финансов.
В чем суть вторичных санкций
Вторичные санкции — это меры по наказанию физических или юридических лиц, в том числе находящихся в другой юрисдикции, за нарушение существующих режимов санкций или связей с теми странами или лицами, которые уже находятся под санкциями.
Если организация способствует подсанкционной компании обходу санкционного режима, то в отношении нее будут введены вторичные санкции. Нарушитель санкций де-факто уравнивается в правах с теми подсанкционными лицами, с которыми он вступил во взаимодействие, тем самым нарушив законодательство США.
Главной чертой экономических санкций США является их экстерриториальность. США распространяют юрисдикцию далеко за пределы своей территории через инструмент вторичных санкций, которые зачастую вводятся против третьих лиц и стран. При их нарушении организации будут вынуждены обращаться в американские регуляторы с целью урегулирования всех претензий со стороны американских властей.
Вторичные санкции также реализуются через механизм денежных штрафов против компаний-нарушителей. Данная мера является более мягкой и гибкой по сравнению с блокирующими санкциями. Цель штрафных санкций — пресечь случаи по нарушению санкционного режима, а не прекратить деятельность компаний. В большей степени штрафы применяются в отношении системного бизнеса, который не был ранее замечен в преднамеренном нарушении американских санкций.
Банки находятся в наиболее уязвимом положении, так как занимают связующую роль во всей экономике, предоставляя свои финансовые услуги. Часто под штрафные санкции США попадают европейские банки и компании, вынужденные в последствии выплачивать крупные штрафы, назначенные американским регулятором.
Например, крупнейший французский банк BNP Paribas в период с 2004 по 2012 год проводил операции с подсанкционными лицами и компаниями в Судане, Иране и на Кубе. Например, в Судане незаконные платежи проводились лицами, попавшими под санкции из-за нарушений прав человека и причастности к терроризму. Французский банк признал свою вину и согласился заплатить штраф в размере $9 млрд американским властям.
Какие последствия попадания под вторичные санкции
Несмотря на кажущуюся сложность и запутанность при рассмотрении санкционной политики, при введении ограничительных мер США руководствуются несколькими категориями.
Во-первых, вторичные санкции (попадание в список заблокированных лиц) могут коснуться, если будет выявлен факт работы с уже заблокированным лицом или попытки обхода санкций. В данном случае связь с юрисдикцией США не является обязательной.
Швейцарская компания TNK Trading International, принадлежащая «Роснефти», в 2020 году попала под вторичные санкции через механизм внесения в SDN-список за работу в венесуэльском нефтяном секторе. В результате американские компании и граждане больше не могут вести бизнес с подсанкционной компанией, а ее активы на территории США блокируются.
Это означает, что вторичные санкции лишают компании выхода на американский рынок, то есть доступа к товарам и технологиям, поставляемым из США. Например, в июне 2022 года сразу 5 китайских компаний попали под санкции США за поставку товаров российскому военно-промышленному комплексу.
Во-вторых, компаниям угрожает крупный денежный штраф при оплате в долларах США с участием лиц, которые находятся под санкциями. Оплата в американской валюте является косвенной связью с юрисдикцией США, что позволяет властям вводить финансовые штрафы при нарушении санкционного режима.
В качестве примера можно выделить случай с китайской компанией ZTE, которую власти США обвинили в поставках оборудования с американскими компонентами в Иран без соответствующего разрешения, а также в обходе режима экспортного контроля. ZTE была вынуждена прекратить работать с американскими поставщиками в 2018 году, так как ей был запрещен доступ на рынок США.
В итоге китайская компания заплатила штраф в $1 млрд за право вернуться на американский рынок. Кроме того, ZTE обязалась сменить совет директоров и передать $400 млн третьему лицу как гарантию, что компания не будет нарушать санкционный режим США в будущем.
В-третьих, физическим лицам грозит уголовное преследование, если совершенное преступление прямо или косвенно связано с юрисдикцией США, но главным основанием является наличие умысла.
В 2019 году в штате Джорджия был арестован россиянин Олег Никитин по обвинению в нарушении санкционного режима США в отношении России. Согласно версии американского Минюста, Никитин получил заказ от российского правительства на покупку в США турбины для глубоководного бурения в Арктике, хотя поставки подобного рода оборудования запрещены в рамках секторальных санкций в 2014 году. В своей схеме он использовал ряд посредников для скрытия от производителя информации о конечном потребителе. В итоге предприниматель получил 28 месяцев тюрьмы и штраф в $1 млн.
Риски для Узбекистана
Последствия попадания узбекистанских компаний под американские вторичные санкции представляются серьезными и многосторонними. Компаниям из Узбекистана, работающим на рынках США и ЕС, следует проводить тщательный анализ на предмет санкционных рисков при сотрудничестве с российскими контрагентами.
Возможным механизмом по минимизации санкционных рисков мог бы послужить переход на взаиморасчеты в национальных валютах, уходя от американской валюты. Однако любое взаимодействие с российскими лицами, находящимися в санкционных списках, или действия, совершаемые в интересах российского правительства, автоматически подвергнет риску попадания под вторичные санкции США, если американский Минфин выявит факты подобного нарушения или обхода санкционного режима.
После ужесточения санкционного режима США в отношении России резко возросли риски для узбекистанских компаний. Узбекистан стал чаще рассматриваться как страна, через которую будет осуществляться параллельный импорт. США включили Узбекистан в список стран, потенциально используемых предприятиями России для обхода санкций.
По словам главы ЦБ Мамаризо Нурматова, европейские банки выдают наличные доллары узбекистанским банкам с осторожностью, увеличивая комиссию для коммерческих банков. Тем не менее, Узбекистан никогда не был замечен или обвинен в несогласии с санкциями ЕС, что снижает риски попасть под вторичные санкции в будущем.
В обозримой перспективе США будут расширять применение вторичных санкций, а также закрывать пути обхода уже введенный ограничений. С этой целью американские регуляторы будут тщательно мониторить ситуацию на предмет нарушения санкционного режима. При обнаружении подобного рода действий, нарушающих американское законодательство, компании попадут под разного рода ограничения вплоть до уголовного преследования. На данный момент зафиксировано 13 случаев заморозки платежей узбекистанских компаний со стороны американских банков.
Кроме того, в конце июня Министерство торговли США вело вторичные сакнции против 36 компаний из 9 стран. Среди них оказалась компания из Узбекистана — Promcomplektlogistic. После попадания в список Минторга компания фактически утратила доступ к товарам и технологиям «двойного назначения», поставляемым из США.
Для избежания аналогичных ситуаций необходимо наладить работу со стороны Центрального банка и Министерства инвестиций и внешней торговли по информированию коммерческих банков и компаний, занимающихся внешнеторговой деятельность, о рисках вторичных санкций. При этом нужно вести постоянный монитор за расширяющимися санкционными списками США с целью минимизации рисков для узбекистанского бизнеса.