Создатели финтех-стартапов из России раньше стремились выйти на рынок США. Их привлекала высокая платежеспособность населения и благоприятный инвестклимат.
Однако расширение санкций затруднило для российских компаний запуск в Америке. Какие рынки им стоит рассмотреть как альтернативу — в колонке Forbes рассказал глава финтех-компании «Деньги Вперёд» Павел Гужиков.
Как выбирать страну
Ключевым показателем перспективности рынка для финтех-проектов бизнесмен назвал высокую долю безналичных расчётов. Она отражает готовность жителей к принятию инновационных платёжных решений.
Взрывной рост «безнала» отмечался в острую фазу пандемии COVID-19, однако и до этого сфера увеличивалась на 2% в год. Одним из главных драйверов роста была молодёжь, активно вовлечённая в цифровой мир и оплачивающая интернет-услуги онлайн.
Потребители из стран с развитой экономикой также ценят комфорт, включая покупки на дому. Аудитория легко воспринимает инновации, нацеленные на удобство, — на этом, например, сыграл финтех-сервис Klarna.
Также стоит присмотреться к развитию малых и средних предприятий. Их высокая активность помогает сокращать безработицу и повышать платежеспособность населения. Сами предприятия после пандемии также активно пользуются финтех-решениями B2B.
Особое внимание
Гужиков выделил несколько рынков, к которым считает полезным для финтех-компаний присмотреться. В их число попал и Узбекистан, где дистанционными банковскими услугами пользуются две трети населения.
Лидерство в сфере держат электронные кошельки. В пример приводятся Oson, через который мигранты переводят деньги и оплачивают ЖКХ родным в Узбекистане, Click с базой в 8 млн человек и 25 тысяч торговых точек, а также Payme с 1,3 млн активных клиентов.
Однако цифровой банкинг в Узбекистане пока на начальной стадии — сейчас он представлен лишь 3 игроками, отметил Гужиков. Несколько крупных команд планируют внедрять новые решения для банкинга. Российские стартапы также могут занять свободные ниши через партнёрство с местными банками и бизнесом.
Также Гужиков дал несколько рекомендаций по другим рынкам. Например, он отметил привлекательность бизнес-среды и интерес инвесторов в ОАЭ, а также запрос на доступные финтех-решения в Колумбии.
В Китае он предлагает не конкурировать с суперприложениями (Alipay, WeChat), вместо этого фокусируясь на нишевых проектах — финтех-решениях для пожилых или «зелёном» финансировании. На рынке Индии, напротив, рекомендуется воспользоваться «окном» для супераппов.
Ранее Spot сообщал, почему в Узбекистане проникновение финтех-услуг остаётся относительно низким.