Грузоперевозки через Афганистан за полугодие выросли в 2,6 раза, сообщил «Коммерсантъ» замглавы Института стратегических и межрегиональных исследований Акрамжон Неъматов.
Объём перевезённых за это время грузов составил 330 тысяч тонн. Из них 52 тысячи (15,7%) составили транзитные перевозки из стран СНГ, Кавказа, Ближнего Востока и Евросоюза — это в 3,5 раза больше, чем в первой половине 2021 года.
По словам замдиректора ИСМИ, после смены режима афганская территория стала безопаснее — в том числе для автотранспорта и торговли. Сейчас грузоперевозчики свободно ездят между Центральной Азией и Пакистаном.
Будущая Трансафганская железная дорога «ещё больше увеличит товарооборот» в регионе, отметил Неъматов. Кроме того, магистраль станет «триггером развития экономики Афганистана» и таким образом поспособствует установлению в стране мира.
Смена режима практически не сказалась на реализации проекта, отмечает «Ъ». Узбекистан и Пакистан согласовывали дорожную карту с правительством Ашрафа Гани, но временное правительство «Талибана» быстро подключилось к ней.
Южный коридор
Узбекистан давно делает шаги по увеличению роли южных маршрутов во внешней торговле. С этой целью в 2010 году была построена железнодорожная ветка Термез — Мазари-Шариф, а в 2018 году началась работа над проектом трансафганской магистрали.
В январе новые власти Афганистана утвердили первоначальный маршрут магистрали. Старт подготовке к реализации был дан в марте, а полевые работы начались в середине июля. Казахстан также выразил готовность участвовать в строительстве.
По расчётам, строительство железной дороги обойдётся в $4,6 млрд и займёт 5 лет. Доставка грузов между Узбекистаном и Пакистаном будет занимать 3−5 дней при стоимости на 30−40% меньше, чем сейчас. Всего от проекта выиграют до 15 млн человек.
Ранее Spot писал, что услуги в «Термез Карго Центре» будут оказывать через «единое окно».