Объёмы выпуска банками карт в странах СНГ за апрель-июнь заметно выросли к тому же периоду 2021 года. Об этом пишет РБК со ссылкой на отчёты центральных банков.
В ряде стран — например, в Кыргызстане и Таджикистане — прирост спроса на новые карты достиг максимальных темпов за последние годы. Это происходит на фоне прекращения работы за рубежом выпущенных в России Visa и Mastercard.
Рекордный рост
Наивысшие темпы роста отмечались в Кыргызстане, где количество банковских карт международных систем (Visa, Mastercard, UnionPay, «Золотая корона») перевалило за 1,2 млн. За год оно выросло на 39,7% — хотя в предыдущий период упало на 5,6%.
В Узбекистане к концу июня обращались 29,9 млн карт — на 26,2% больше, чем год назад. Для сравнения, прирост по итогам второго квартала предыдущего года не достигал даже 2%.
Армения отчиталась об увеличении числа карточек Visa и MasterCard на 16,2% против 5,1% в прошлом году. В Беларуси общий прирост карт составил 11,5% после сокращения на 1%.
С другой стороны, темпы роста количества международных карт в Казахстане замедлились: если годом ранее они достигали 26,6%, то сейчас — только 7,86%. В Грузии их число и вовсе сократилось на 0,75%.
За картой — к соседям?
По данным регуляторов, темпы выдачи карт в Кыргызстане, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и Армении во втором квартале ускорились по сравнению с первым. Эксперты связали это с «карточным туризмом», начавшимся после ухода из России Visa и MasterCard.
Глава направления исследований «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея в числе самых популярных стран для поездок за картами назвал Узбекистан, Казахстан и Беларусь. Пик спроса, по его оценкам, пришёлся на май-июнь.
При этом он считает открытие карт для российских клиентов лишь одним из возможных объяснений роста их числа. Другой причиной могло быть развитие безналичных платежей и сдвиг в поведении местных потребителей.
В летние месяцы интерес к поездкам за картами снизился. Кривошея объяснил это тем, что не все банки готовы открывать счета гражданам России из опасения перед вторичными санкциями.
Елена Петерсон из консалтинговой компании Kept (бывшее российское отделение KPMG) привела апрель-май как период крупнейшего спроса на карты. Однако потом банки популярных стран затруднили получение карт для россиян.
Подводные камни
Факт дополнительных проверок пока открыто признаёт только Нацбанк Казахстана. По запросу РБК из регулятора сообщили, что финучреждения страны открывают счета только после подтверждения личности клиента и проверки его наличия в санкционных списках.
Кроме этого, для получения карты в казахстанском банке иностранцам требуется получить ИИН (аналог ПИНФЛ). Ранее это можно было сделать онлайн, однако с 27 мая эту возможность закрыли.
ЦБ Кыргызстана рекомендовал банкам усилить внутренний контроль с учётом «текущей экономической и геополитической ситуации». ЦБ Армении сообщил, что учреждения сами определяют порядок оформления счетов и карт, но «не фиксировал» затруднений с этим
В то же время российские клиенты сообщали о затягивании оформления карт в банках Армении и Грузии, отметила советница коллегии Pen & Paper по вопросам санкций Кира Винокурова. Из-за этого популярность «карточных туров» туда упала.
Эксперты отметили кредитные риски открытия счетов в незнакомом клиенту учреждении. Кривошея отдельно указал на проблемы с обслуживанием заграничных карт — лишние затраты в случае личного присутствия, либо риски мошенничества при использовании посредников.
Ранее Spot сообщал, почему после ухода с российского рынка Visa и MasterCard резко вырос объём переводов в СНГ.